Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, внесенный с соблюдением требований настоящего Кодекса, в течение трех дней направляется Советом Государственной Думы или в период парламентских каникул Председателем Государственной Думы в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы, в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату Российской Федерации на заключение.
Совет Государственной Думы направляет проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Комитет по бюджету и по предложению Комитета по бюджету определяет профильные комитеты Государственной Думы, ответственные за рассмотрение отдельных разделов, подразделов и государственных программ Российской Федерации (далее - профильные комитеты).
Комитетом-соисполнителем при рассмотрении основных характеристик федерального бюджета является комитет, ответственный за рассмотрение прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
Комментарий к статье 195 Бюджетного Кодекса РФ
В соответствии с положениями данной статьи проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение трех дней направляется Советом Государственной Думы или в период парламентских каникул Председателем Государственной Думы в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы (в соответствии с ч. 1 ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду России, Верховному Суду России и Высшему арбитражному Суду России по вопросам их ведения), в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату Российской Федерации для подготовки заключения по законопроекту.
Совет Государственной Думы направляет проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Комитет по бюджету и определяет комитеты - соисполнители по рассмотрению отдельных разделов и подразделов проекта федерального бюджета.
Государственная Дума образует следующие комитеты:
- Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству;
- Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству;
- Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике;
- Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам;
- Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам;
- Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму;
- Комитет Государственной Думы по собственности;
- Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям;
- Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи;
- Комитет Государственной Думы по обороне;
- Комитет Государственной Думы по безопасности;
- Комитет Государственной Думы по международным делам;
- Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками;
- Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике;
- Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления;
- Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы;
- Комитет Государственной Думы по информационной политике;
- Комитет Государственной Думы по охране здоровья;
- Комитет Государственной Думы по образованию и науке;
- Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей;
- Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам;
- Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию;
- Комитет Государственной Думы по экологии;
- Комитет Государственной Думы по культуре;
- Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций;
- Комитет Государственной Думы по делам национальностей;
- Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи;
- Комитет Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока;
- Комитет Государственной Думы по делам ветеранов.
Впервые законодатель установил ответственного по проекту федерального бюджета Федеральным законом "О порядке внесения, рассмотрения и принятия Федерального закона "О федеральном бюджете на 1997 год". Им являлся Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам (далее - Комитет по бюджету) Государственной Думы. Закрепление ответственного по проекту федерального бюджета - Комитета по бюджету имеет важное значение, поскольку, во-первых, усиливается роль данного комитета на стадии рассмотрения федерального бюджета, а во-вторых, это способствует усилению подконтрольности законодателю и обществу расходов и доходов бюджета, их ясности и прозрачности. Бюджет является отражением экономической и политической деятельности государства, стоящим перед государством задач и индикатором состояния нашей экономики и финансов.
Комитетом-соисполнителем при рассмотрении основных характеристик федерального бюджета является комитет, ответственный за рассмотрение прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год.
Другой комментарий к статье 195 БК РФ
Совет Государственной Думы (в период парламентских каникул - Председатель Государственной Думы) в течение трех дней направляет проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, принятый к рассмотрению Государственной Думой (т.е. соответствующий требованиям ст. 192 Кодекса, что устанавливается в порядке, предусмотренном ст. 194 Кодекса), для внесения замечаний и предложений:
в Совет Федерации;
в комитеты Государственной Думы;
другим субъектам права законодательной инициативы.
В соответствии с ч. 1 ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также КС России, ВС России и ВАС России по вопросам их ведения.
Проект федерального закона о федеральном бюджете направляется также в Счетную палату РФ на заключение. Полномочие Счетной палаты РФ на проведение экспертизы проекта закона о федеральном бюджете основано на положениях ст. ст. 2, 9, 12 и 17 Закона о Счетной палате РФ.
Как установлено комментируемой статьей, Совет Государственной Думы:
направляет проект федерального закона о федеральном бюджете в Комитет по бюджету, т.е. комитет Государственной Думы, ответственный за рассмотрение бюджета. В действующей структуре Государственной Думы таковым является Комитет Государственной Думы по бюджетам и налогам;
определяет комитеты-соисполнители по рассмотрению отдельных разделов и подразделов проекта федерального бюджета. При этом прямо предусмотрено, что комитетом-соисполнителем при рассмотрении основных характеристик федерального бюджета является комитет, ответственный за рассмотрение прогноза социально-экономического развития России на очередной финансовый год и плановый период. В действующей структуре Государственной Думы таковым является Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму.
Так, Советом Государственной Думы (протокол заседания от 2 мая 2007 г. N 238 <1>) при рассмотрении внесенного проекта Закона о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. ответственным за его рассмотрение назначен Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам. При этом назначены ответственным за рассмотрение:
--------------------------------
<1> СПС.
прогноза социально-экономического развития России на 2008 г. и на период до 2010 г. - Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму;
проектов Федеральных законов "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года" и "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года" - Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам. Профильным комитетом определен Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике;
проекта Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на период до 2010 года" - Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам. Профильным комитетом определен Комитет Государственной Думы по охране здоровья;
проекта Федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2008 год и на период до 2010 года" - Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике, Комитет Государственной Думы по охране здоровья и Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам.