Статья 194. Принятие к рассмотрению проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственной Думой

1. Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 1 октября текущего года .

Одновременно указанный законопроект представляется Президенту Российской Федерации.

2. В течение суток со дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу Совет Государственной Думы или в период парламентских каникул Председатель Государственной Думы направляет его в комитет Государственной Думы, ответственный за рассмотрение бюджета (далее - Комитет по бюджету), для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям статьи 192 настоящего Кодекса .

3. Совет Государственной Думы или в период парламентских каникул Председатель Государственной Думы на основании заключения Комитета по бюджету принимает решение о том, что проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период принимается к рассмотрению Государственной Думой либо подлежит возвращению в Правительство Российской Федерации на доработку. Указанный законопроект подлежит возвращению на доработку в Правительство Российской Федерации, если состав представленных документов и материалов не соответствует требованиям статьи 192 настоящего Кодекса .

Доработанный законопроект со всеми необходимыми документами и материалами должен быть представлен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации в десятидневный срок и рассмотрен Советом Государственной Думы или в период парламентских каникул Председателем Государственной Думы в установленном настоящим Кодексом порядке.

Комментарий к статье 194 Бюджетного Кодекса РФ

Предварительно указанный проект направляется Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.

Рассмотрение проекта федерального бюджета первоначально начинается нижней палатой парламента - Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, состоящей из 450 депутатов. Существует Регламент работы Государственной Думы Федерального Собрания, утвержденный Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ 22 января 1998 г. N 2134-II ГД <1>. В соответствии с ч. 3 ст. 101 Конституции Российской Федерации Государственная Дума образует из числа депутатов палаты комитета и комиссии Государственной Думы - 29 комитетов и Мандатная комиссия. Статьей 20 Регламента Государственной Думы предусмотрено образование Комитета по бюджету и налогам.

--------------------------------
<1> Постановление Государственной Думы РФ от 22.01.98 N 2134-II ГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ" // СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 801.

Вопросы, отнесенные к предмету ведения комитетов Государственной Думы, закреплены в п. 2 ст. 19 Регламента Государственной Думы: ".осуществление предварительного рассмотрения законопроектов и их подготовка к рассмотрению Государственной Думой; подготовка заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной Думы; заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета (соответствующие комитеты) и ряд других вопросов".

Регламент Государственной Думы содержит раздел III "Законодательная процедура", который предусматривает:

- порядок внесения законопроектов в Государственную Думу и их предварительное рассмотрение;

- порядок рассмотрения законопроектов Государственной Думой;

- повторное рассмотрение федеральных законов, отклоненных Советом Федерации;

- повторное рассмотрение федеральных законов, отклоненных Президентом Российской Федерации;

- рассмотрение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 194 БК РФ проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период считается внесенными в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущего года. Одновременно он направляется Президенту Российской Федерации.

В течение суток со дня внесения в Государственную Думу Совет Государственной Думы или Председатель Государственной Думы направляет в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам (далее - Комитет по бюджету) законопроект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (п. 2 ст. 194 БК РФ) для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям ст. 192 БК РФ.

На основании заключения Комитета по бюджету Совет Государственной Думы или Председатель Государственной Думы принимает решение о принятии к рассмотрению Государственной Думой указанного законопроекта (и именно с этого момента начинается данная стадия бюджетного процесса) либо о возвращении его в Правительство Российской Федерации на доработку. Доработанный законопроект со всеми необходимыми документами и материалами должен быть представлен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации в течение 10 дней со дня возвращения на доработку и рассмотрен Советом Государственной Думы или в период парламентских каникул Председателем Государственной Думы.

Другой комментарий к статье 194 БК РФ

1. В соответствии с п. 1 ст. 192 Кодекса проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период вносится Правительством РФ на рассмотрение Государственной Думы не позднее 26 августа текущего года. В развитие данной нормы в п. 1 комментируемой статьи уточнено, что проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущего года. В части 1 ст. 107 Регламента Государственной Думы (в ред. Постановления Государственной Думы от 10 июня 2005 г. N 1978-IV ГД <1>) предусмотрено, что поступивший в Государственную Думу законопроект регистрируется в Управлении документационного и информационного обеспечения Аппарата Государственной Думы в Системе автоматизированного делопроизводства и документооборота Государственной Думы. Ему присваивается регистрационный номер, который указывается вместе с наименованием законопроекта в течение всего периода прохождения законопроекта в Государственной Думе. Одновременно в Автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности на законопроект заводится электронная регистрационная карта, в которой фиксируются дата и время поступления законопроекта в Государственную Думу, сведения о законопроекте, о его прохождении в Государственной Думе, об одобрении Государственной Думой федерального конституционного закона или о принятии федерального закона и о рассмотрении соответствующего закона Советом Федерации и Президентом РФ.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 25. Ст. 2480.

Пункт 1 комментируемой статьи также устанавливает, что проект федерального закона о федеральном бюджете подлежит представлению Правительством РФ Президенту РФ.

2 - 3. Согласно п. 2 комментируемой статьи Совет Государственной Думы (в период парламентских каникул - Председатель Государственной Думы) направляет проект федерального закона о федеральном бюджете в течение суток со дня его внесения в комитет Государственной Думы, ответственный за рассмотрение бюджета.

Комитет по бюджету готовит заключения о соответствии состава представленных документов и материалов требованиям ст. 192 Кодекса. На основании этого заключения Совет Государственной Думы (в период парламентских каникул - Председатель Государственной Думы) в соответствии с п. 3 комментируемой статьи принимает одно из двух решений:

либо о принятии проекта федерального закона о федеральном бюджете к рассмотрению Государственной Думой;

либо о возвращении проекта федерального закона о федеральном бюджете в Правительство РФ на доработку.

Основанием возвращения законопроекта на доработку является несоответствие состава представленных документов и материалов требованиям ст. 192 Кодекса. В случае возвращения законопроекта Правительство РФ обязано доработать его и представить в Государственную Думу в течение 10 дней с момента возвращения. После этого повторяются предусмотренные п. п. 2 и 3 комментируемой статьи процедуры принятия доработанного законопроекта к рассмотрению Государственной Думой.

Остались вопросы по ст 194 БК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 194 БК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.