Статья 98. Структура государственного долга Российской Федерации, виды и срочность долговых обязательств Российской Федерации

1. Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств.

2. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:
1) кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;
3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
4) государственным гарантиям Российской Федерации;
5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.

3. Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).

4. В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;
4) объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;
5) объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса.

5. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;
3) объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

Комментарий к статье 98 Бюджетного Кодекса РФ

Помимо перечисленных видов государственного долга законодатель определяет его структуру. В юридической литературе нередко структура государственного долга отождествляется с формой его осуществления, то есть долг образуется в результате заимствований государством в различных формах. В статье отмечается, что структура государственного долга представляет собой группировку долговых обязательств РФ по соответствующим видам:

- кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

- государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;

- бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;

- государственным гарантиям РФ;

- иным долговым обязательствам, ранее отнесенным на государственный долг в соответствии с законодательством РФ.

В статье особо подчеркивается, какие обязательства включаются в объем государственного внутреннего долга РФ (п. 4 ст. 98) и в объем государственного внешнего долга РФ (п. 5 ст. 98).

Другой комментарий к статье 98 БК РФ

1. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 19 Кодекса), ранее действовавшая бюджетная классификация РФ (т.е. до внесения в Кодекс изменений Законом 2007 г. N 63-ФЗ) включала классификацию видов государственных внутренних долгов России, субъектов РФ, муниципальных образований и классификацию видов государственного внешнего долга России.

Указанные классификации исключены из состава бюджетной классификации РФ. Соответственно, Законом 2007 г. N 63-ФЗ внесены изменения в комментируемую статью, которая ранее предусматривала лишь формы государственного долга России.

В действующей редакции п. 1 комментируемой статьи воспроизведена норма, ранее содержавшаяся в ст. ст. 8 и 9 Закона о бюджетной классификации применительно к классификациям государственных внутреннего и внешнего долгов России.

2. В пункте 2 комментируемой статьи непосредственно указаны формы долговых обязательств России, предопределенные понятием государственного долга России, данным в ст. 97 Кодекса, и понятием государственных заимствований России, данным в ст. 103 Кодекса. Выше говорилось (см. комментарий к ст. 97 Кодекса), что в соответствии с изменениями, внесенными Законом 2007 г. N 63-ФЗ, государственные (муниципальные) гарантии исключены из определения заимствований ввиду их разной экономической сути.

3. Пункт 3 комментируемой статьи определяет виды долговых обязательств России в зависимости от срока, на который они приняты:

краткосрочные - на срок менее одного года;

среднесрочные - на срок от одного года до пяти лет;

долгосрочные - на срок от пяти до 30 лет включительно.

4. Утвержденная приложением 9 к Закону о бюджетной классификации классификация видов государственных внутренних долгов России и субъектов РФ, видов муниципального долга включала:

целевой заем 1990 г.;

целевые вклады и чеки на автомобили;

государственный внутренний заем Российской Федерации 1991 г.;

российский внутренний выигрышный заем 1992 г.;

государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО);

задолженность по централизованным кредитам и начисленным процентам организаций агропромышленного комплекса и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего Севера, переоформленная в вексель Минфина России;

государственные гарантии;

облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК);

облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД);

индексация вкладов населения;

облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ);

облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК);

кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени России;

кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени субъекта РФ;

государственные ценные бумаги субъектов РФ;

государственные гарантии, предоставленные субъектами РФ;

задолженность третьих лиц, переоформленная в государственный долг субъекта РФ;

кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени муниципального образования;

муниципальные ценные бумаги;

муниципальные гарантии;

задолженность третьих лиц, переоформленная в муниципальный долг;

прочие государственные ценные бумаги РФ;

государственные сберегательные облигации (ГСО);

облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД).

5. Утвержденная приложением 10 к Закону о бюджетной классификации классификация видов государственных внешних долгов России и субъектов РФ, а также государственных внешних активов России в отношении внешних долгов России включала:

100000 Государственный внешний долг России (включая обязательства бывшего СССР, принятые Россией);

111000 по кредитам правительств иностранных государств, полученным федеральным бюджетом, в том числе по связанным кредитам, полученным под государственную гарантию России;

111001 задолженность официальным кредиторам Парижского клуба;

111002 задолженность кредиторам, не являющимся членами Парижского клуба;

111003 задолженность бывшим странам СЭВ;

112000 по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм, в том числе:

112001 задолженность кредиторам Лондонского клуба;

112002 коммерческая задолженность;

113000 по кредитам международных финансовых организаций;

114000 государственные ценные бумаги РФ, указанные в иностранной валюте, в том числе:

114001 еврооблигационные займы;

114002 по облигациям внутреннего государственного валютного займа и облигациям государственного валютного займа 1999 г.;

115000 по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным Минфину России за счет средств Банка России;

116000 государственные гарантии в иностранной валюте, в том числе:

116001 государственные гарантии РФ в иностранной валюте;

116002 государственные гарантии субъектов РФ в иностранной валюте.

Остались вопросы по ст 98 БК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 98 БК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.