1. Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств.
2. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:
1) кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;
3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
4) государственным гарантиям Российской Федерации;
5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.
3. Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).
4. В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;
4) объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;
5) объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса.
5. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;
3) объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.
Комментарий к статье 98 Бюджетного Кодекса РФ
Помимо перечисленных видов государственного долга законодатель определяет его структуру. В юридической литературе нередко структура государственного долга отождествляется с формой его осуществления, то есть долг образуется в результате заимствований государством в различных формах. В статье отмечается, что структура государственного долга представляет собой группировку долговых обязательств РФ по соответствующим видам:
- кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
- государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;
- бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;
- государственным гарантиям РФ;
- иным долговым обязательствам, ранее отнесенным на государственный долг в соответствии с законодательством РФ.
В статье особо подчеркивается, какие обязательства включаются в объем государственного внутреннего долга РФ (п. 4 ст. 98) и в объем государственного внешнего долга РФ (п. 5 ст. 98).
Другой комментарий к статье 98 БК РФ
1. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 19 Кодекса), ранее действовавшая бюджетная классификация РФ (т.е. до внесения в Кодекс изменений Законом 2007 г. N 63-ФЗ) включала классификацию видов государственных внутренних долгов России, субъектов РФ, муниципальных образований и классификацию видов государственного внешнего долга России.
Указанные классификации исключены из состава бюджетной классификации РФ. Соответственно, Законом 2007 г. N 63-ФЗ внесены изменения в комментируемую статью, которая ранее предусматривала лишь формы государственного долга России.
В действующей редакции п. 1 комментируемой статьи воспроизведена норма, ранее содержавшаяся в ст. ст. 8 и 9 Закона о бюджетной классификации применительно к классификациям государственных внутреннего и внешнего долгов России.
2. В пункте 2 комментируемой статьи непосредственно указаны формы долговых обязательств России, предопределенные понятием государственного долга России, данным в ст. 97 Кодекса, и понятием государственных заимствований России, данным в ст. 103 Кодекса. Выше говорилось (см. комментарий к ст. 97 Кодекса), что в соответствии с изменениями, внесенными Законом 2007 г. N 63-ФЗ, государственные (муниципальные) гарантии исключены из определения заимствований ввиду их разной экономической сути.
3. Пункт 3 комментируемой статьи определяет виды долговых обязательств России в зависимости от срока, на который они приняты:
краткосрочные - на срок менее одного года;
среднесрочные - на срок от одного года до пяти лет;
долгосрочные - на срок от пяти до 30 лет включительно.
4. Утвержденная приложением 9 к Закону о бюджетной классификации классификация видов государственных внутренних долгов России и субъектов РФ, видов муниципального долга включала:
целевой заем 1990 г.;
целевые вклады и чеки на автомобили;
государственный внутренний заем Российской Федерации 1991 г.;
российский внутренний выигрышный заем 1992 г.;
государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО);
задолженность по централизованным кредитам и начисленным процентам организаций агропромышленного комплекса и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего Севера, переоформленная в вексель Минфина России;
государственные гарантии;
облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК);
облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД);
индексация вкладов населения;
облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ);
облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК);
кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени России;
кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени субъекта РФ;
государственные ценные бумаги субъектов РФ;
государственные гарантии, предоставленные субъектами РФ;
задолженность третьих лиц, переоформленная в государственный долг субъекта РФ;
кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени муниципального образования;
муниципальные ценные бумаги;
муниципальные гарантии;
задолженность третьих лиц, переоформленная в муниципальный долг;
прочие государственные ценные бумаги РФ;
государственные сберегательные облигации (ГСО);
облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД).
5. Утвержденная приложением 10 к Закону о бюджетной классификации классификация видов государственных внешних долгов России и субъектов РФ, а также государственных внешних активов России в отношении внешних долгов России включала:
100000 Государственный внешний долг России (включая обязательства бывшего СССР, принятые Россией);
111000 по кредитам правительств иностранных государств, полученным федеральным бюджетом, в том числе по связанным кредитам, полученным под государственную гарантию России;
111001 задолженность официальным кредиторам Парижского клуба;
111002 задолженность кредиторам, не являющимся членами Парижского клуба;
111003 задолженность бывшим странам СЭВ;
112000 по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм, в том числе:
112001 задолженность кредиторам Лондонского клуба;
112002 коммерческая задолженность;
113000 по кредитам международных финансовых организаций;
114000 государственные ценные бумаги РФ, указанные в иностранной валюте, в том числе:
114001 еврооблигационные займы;
114002 по облигациям внутреннего государственного валютного займа и облигациям государственного валютного займа 1999 г.;
115000 по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным Минфину России за счет средств Банка России;
116000 государственные гарантии в иностранной валюте, в том числе:
116001 государственные гарантии РФ в иностранной валюте;
116002 государственные гарантии субъектов РФ в иностранной валюте.