1. Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных налогов, местных налогов и сборов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению).
Органы Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после дня получения от учреждения Центрального банка Российской Федерации выписки со своих счетов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществляют перечисление указанных доходов на единые счета соответствующих бюджетов.
По запросу финансовых органов субъектов Российской Федерации, финансовых органов муниципальных образований органы Федерального казначейства предоставляют информацию из расчетных документов, указанных в абзаце втором настоящего пункта, о поступивших от юридических лиц платежах, являющихся источниками формирования доходов соответствующего бюджета (в том числе консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, консолидированного бюджета муниципального района, консолидированного бюджета городского округа с внутригородским делением).
2. Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.
Комментарий к статье 40 Бюджетного Кодекса РФ
Статья представлена в новой редакции.
Доходы согласно принципу единства кассы (ст. 38.2 БК РФ) зачисляются на счета органов федерального казначейства, которые в совокупности представляют собой единый счет бюджета по общему положению, открываемый в Центральном банке Российской Федерации (ст. 215.1 БК РФ).
В порядке исключения по соглашению с исполнительным органом государственной или муниципальной власти полномочия Федерального казначейства могут быть переданы соответствующим исполнительным органам власти при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет их собственных доходов (ч. 5 ст. 215.1 БК РФ) <1>.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2006 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности положений ч. 4, 5, 6 ст. 215.1 БК РФ". По результатам рассмотрения дела Конституционный Суд постановил:
"признать часть четвертую статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством, не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку содержащаяся в ней норма предполагает, что Федеральное казначейство не вправе распоряжаться средствами бюджета субъекта Российской Федерации, определять направления их расходования и санкционировать выплаты с единого счета бюджета субъекта Российской Федерации, при том что проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет субъекта Российской Федерации и кассовым выплатам из него с обязательным предоставлением финансовому органу субъекта Российской Федерации отчетности о кассовом исполнении бюджета осуществляется Федеральным казначейством в целях централизованного учета информации о состоянии публичных финансов в целом на основе реализации конституционных полномочий Российской Федерации по финансовому регулированию, обеспечивающему наиболее эффективное функционирование всей бюджетной системы и оптимальную организацию межбюджетных отношений.
Необходимость обеспечения действенного и стабильного механизма защиты бюджетных прав субъектов Российской Федерации и их равноправия во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации обусловливает определение основ порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов, основ взаимодействия Федерального казначейства и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, а также форм и мер ответственности Федерального казначейства за ненадлежащее исполнение возложенных на него функций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации на уровне федерального закона;
признать часть пятую статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку содержащаяся в ней норма, согласно которой по соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, предполагает, что Российская Федерация в целях соблюдения баланса интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации гарантирует соблюдение порядка заключения соответствующего соглашения, а при наличии разногласий по проекту соглашения обеспечивает использование предусмотренных Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством согласительных процедур;
признать часть шестую статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой Федеральное казначейство открывает в Центральном банке Российской Федерации счета, предназначенные для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, и осуществляет через эти счета все кассовые операции, не противоречащей Конституции Российской Федерации".
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 156 БК РФ функции Центрального банка Российской Федерации по обслуживанию счетов бюджета могут быть переданы кредитным организациям в случае отсутствия учреждений ЦБ РФ на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.
Соответствующие доходы зачисляются на счета Федерального казначейства для их дальнейшего перераспределения между бюджетами соответствующего уровня бюджетной системы и бюджетами государственных внебюджетных фондов в соответствии с нормативами, установленными бюджетным законодательством (в частности, ст. 50, 51, 56, 57, 61, 61.1 и 61.2 БК РФ). Соответственно, учет доходов, поступивших в разные бюджеты, ведется на основании кода назначения платежа, указанного в расчетном документе на его перечисление.
Пункт 2 настоящей статьи представляет собой новацию, согласно которой денежные средства считаются поступившими в доходы бюджета с момента их зачисления на единый счет этого бюджета. Ранее согласно БК РФ налоговые доходы считались уплаченными с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации и в соответствие с налоговым законодательством. При этом согласно п. 2 ст. 45 НК РФ "Исполнение обязанности по уплате налога или сбора" обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи. Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд), а также если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.
Очевидно, что возникшая коллизия бюджетного и налогового законодательства требует разъяснения.
Другой комментарий к статье 40 БК РФ
1. Изменениями, внесенными Законом 2007 г. N 63-ФЗ в п. 1 комментируемой статьи, закреплено положение, ежегодно содержащееся в федеральных законах о федеральном бюджете на соответствующий год (в Законе о федеральном бюджете на 2007 г., например, такое положение содержится в ст. 8), согласно которому федеральные налоги и сборы, региональные и местные налоги, иные платежи, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для распределения этими органами доходов от их уплаты в соответствии с установленными нормативами.
Понятие единого счета бюджета определено в ст. 6 Кодекса: счет (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов федеральных ГВБФ), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Банка России отдельно по каждому бюджету бюджетной системы РФ для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.
Концепция функционирования единого счета Федерального казначейства Минфина России по учету доходов и средств федерального бюджета, подготовленная Минфином России с участием Банка России, одобрена распоряжением Правительства РФ от 23 января 2000 г. N 107-р <1>. В названной Концепции отмечено, что создание единого счета Федерального казначейства Минфина России по учету доходов и средств федерального бюджета (ЕКС) является одной из главных стадий формирования системы казначейского исполнения федерального бюджета и имеет целью централизацию учета и оптимизацию потоков движения доходов и средств федерального бюджета.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2000. N 5. Ст. 576.
Приказом Минфина России от 16 декабря 2004 г. N 116н (в ред. Приказа Минфина России от 2 мая 2006 г. N 73н) утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> Российская газета. 2004. 31 декабря; 2006. 31 мая.
2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи определяется момент, в который доходы считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы РФ: с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.
В ранее действовавшей редакции комментируемой статьи (т.е. до внесения изменения Законом 2007 г. N 63-ФЗ) также содержались правила, по которым определялся момент, в который доходы считаются уплаченными в бюджет:
налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета с момента, определяемого налоговым законодательством РФ;
неналоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации.
Правила определения момента исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налога закреплены в п. 3 ст. 45 части первой НК РФ (в ред. от 30 декабря 2006 г.):
1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;
2) с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ;
3) со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства;
4) со дня вынесения налоговым органом в соответствии с НК РФ решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога;
5) со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с НК РФ на налогового агента;
6) со дня уплаты декларационного платежа в соответствии с федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами.
При этом в п. 4 ст. 45 части первой НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налога не признается исполненной в следующих случаях:
1) отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ;
2) отзыва налогоплательщиком-организацией, которой открыт лицевой счет, или возврата органом Федерального казначейства (иным уполномоченным органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов) налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ;
3) возврата местной администрацией либо организацией федеральной почтовой связи налогоплательщику - физическому лицу наличных денежных средств, принятых для их перечисления в бюджетную систему РФ;
4) неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства;
5) если на день предъявления налогоплательщиком в банк (орган Федерального казначейства, иной уполномоченный орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов) поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету (лицевому счету) и в соответствии с гражданским законодательством РФ исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете (лицевом счете) нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований.