Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах .
Комментарий к статье 39 Бюджетного Кодекса РФ
Статья представлена в новой редакции, согласно которой доходы бюджета формируются в соответствии с бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.
Бюджетное законодательство Российской Федерации согласно ст. 2 БК РФ состоит из Бюджетного кодекса, принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.
Законодательство о налогах и сборах Российской Федерации согласно ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) состоит из:
- Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (ч. 1 ст. 1 НК РФ);
- законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, которое состоит из законов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ (ч. 4 ст. 1 НК РФ);
- нормативных правовых актов органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, которые принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ (ч. 5 ст. 1 НК РФ).
Законодательство о других обязательных платежах подразумевает нормативную базу формирования неналоговых доходов согласно их перечню, установленному ч. 3 - 5 ст. 41, ст. 42, 46 БК РФ.
Другой комментарий к статье 39 БК РФ
Как определено в ст. 6 Кодекса, доходы бюджета - это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.
Формирование доходов бюджетов осуществляется на основании трех отраслей законодательства РФ: бюджетного законодательства РФ, законодательства о налогах и сборах и законодательства об иных обязательных платежах (следует отметить, что упоминание последней из указанных отраслей законодательства включено в комментируемую статью в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ).
Структура бюджетного законодательства РФ определена в ст. 2 Кодекса, а структура законодательства о налогах и сборах - в ст. 1 части первой НК РФ (в ред. от 27 июля 2006 г.), согласно которой законодательство о налогах и сборах включает нормативные правовые акты трех уровней:
федеральное законодательство о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (п. 1 ст. 1);
законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, которое состоит из законов о налогах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ (п. 4 ст. 1);
нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах, которые принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ (п. 5 ст. 1).
К законодательству "об иных обязательных платежах" относятся законодательные и иные нормативные правовые акты, устанавливающие обязанности по уплате в бюджеты иных платежей, нежели налоги и сборы. Понятия "налог" и "сбор" определены в ст. 8 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г.):
под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1);
под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2).
Необходимо иметь в виду, что в ч. 2 ст. 30 Кодекса в качестве одной из составляющих такого принципа бюджетной системы РФ, как "разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы", закреплено положение, согласно которому ОГВ (ОМСУ) не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством РФ финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.