Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов .
При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Комментарий к статье 33 Бюджетного Кодекса РФ
Шестым принципом бюджетной системы Российской Федерации является принцип сбалансированности бюджета, содержащийся в ст. 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Уже из самого названия принципа можно понять суть данного принципа. Любой бюджет по сути своей является своего рода балансом, в котором дебет должен быть равен кредиту.
Согласно ст. 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
Из данной нормы следует, что общий объем расходов бюджета должен быть покрыт общим объемом доходов. В этом случае доходы будут равны расходам. В случае если расходы превышают доходы и образуется дефицит бюджета, общий объем расходов должен покрываться за счет объема доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, которые не включаются в доходы бюджета. Таким образом, будет достигнуто равенство в бюджете.
Данный принцип допускает наличие дефицита бюджета, но определяет, что дефицит бюджета должен быть покрыт за счет определенных средств, которые в данном случае называются "источники покрытия дефицита бюджета" и имеют строго целевой характер и не могут расходоваться на другие цели. При этом исходя из данного принципа и во взаимосвязи с другими нормами исключается ситуация, при которой доходы были бы больше, чем расходы. Однако на практике случается, что бюджеты утверждаются с профицитом, под которым понимается превышение доходов бюджета над его расходами.
Несмотря на то, что бюджетное законодательство Российской Федерации допускает составление и утверждение бюджета с дефицитом, объем дефицита бюджета не должен быть излишним. В случае если расходы неизбежно превышают доходы, то органы государственной власти или органы местного самоуправления должны исходить из задачи минимизации дефицита бюджета.
Другой комментарий к статье 33 БК РФ
Принцип сбалансированности бюджета, содержание которого раскрыто в комментируемой статье, тесно связан с принципом общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, согласно которому все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, содержание которого определено в ст. 35 Кодекса.
Согласно определению, данному в ст. 6 Кодекса, дефицит бюджета - это превышение расходов бюджета над его доходами. В статье 6 Кодекса также определено, что:
доходы бюджета - это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;
расходы бюджета - это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.
Упоминание того, что средства, являющиеся источниками финансирования дефицита бюджета, не являются доходами или расходами бюджета, включено в определения понятий "доходы бюджета" и "расходы бюджета" изменениями, внесенными Законом 2007 г. N 63-ФЗ. Соответственно, этим же Законом уточнено содержание принципа "сбалансированность бюджета": при определении соответствия объема предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита не должны учитываться суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
В соответствии с п. 1 ст. 92 Кодекса дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета (о ненефтегазовом дефиците федерального бюджета см. комментарий к ст. 96.7 Кодекса).
Предельные размеры дефицита бюджета субъекта РФ установлены в п. 2 ст. 92.1 Кодекса, а дефицита местного бюджета - в п. 3 этой же статьи. По общему правилу дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений, а дефицит местного бюджета - 10% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.