Статья 31.1. Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований

Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.

Договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие настоящему Кодексу, являются недействительными.

Комментарий к статье 31.1 Бюджетного Кодекса РФ

Четвертым принципом бюджетной системы Российской Федерации является принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Этот принцип предусмотрен ст. 31.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и основан на конституционном принципе равенства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований обусловлен конституционным принципом равенства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и непосредственно связан с принципом единства бюджетной системы Российской Федерации. Основой принципа равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований является установление единых прав и обязанностей, а также полномочий всех субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает:

- определение единых бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

- установление и исполнение единых расходных обязательств;

- определение единых подходов при формировании налоговых и неналоговых доходов бюджетов;

- субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

- определение единых требований при формировании объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает, что органам государственной власти одних субъектов Российской Федерации не может быть предоставлено больше бюджетных полномочий, чем органам государственной власти других субъектов Российской Федерации; то же самое касается и органов местного самоуправления. Одни субъекты Российской Федерации или муниципальные образования не могут быть обременены большим количеством расходных обязательств, чем другие. Ни для одного субъекта Российской Федерации, так же, как и муниципального образования, по сравнению с другими, не может быть предусмотрен отдельный порядок формирования доходов.

Конституционный Суд Российской Федерации отмечает, что правовое равенство субъектов Российской Федерации не означает равенство их потенциалов и уровня социально-экономического развития, во многом зависящих от территории, географического положения, численности населения, исторически сложившейся структуры экономики и т.д.

Поэтому учет региональных особенностей является необходимым условием соблюдения баланса интересов и внедрения общегосударственных стандартов во всех сферах жизнедеятельности субъектов Российской Федерации.

Обеспечение единого уровня бюджетной обеспеченности с учетом региональных особенностей осуществляется в бюджетной сфере путем предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов других уровней. Однако определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, которые в этом нуждаются, должно осуществляться на основе единого подхода.

Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе заключать договоры и соглашения, которые не соответствуют Бюджетному кодексу Российской Федерации. Такие договоры являются недействительными и не влекут никаких правовых последствий для сторон, заключивших такой договор или соглашение. И прежде всего это касается отчуждения каких-либо прав, предоставленных субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Другой комментарий к статье 31.1 БК РФ

Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований, введенный Законом 2004 г. N 120-ФЗ (содержание данного принципа отредактировано Законом 2007 г. N 63-ФЗ), запрещает установление индивидуальных, не соответствующих Кодексу, взаимоотношений между органами власти разных уровней при осуществлении бюджетного процесса. Бюджетные полномочия субъектов РФ закреплены в ст. 8, бюджетные полномочия муниципальных образований - в ст. 9 Кодекса.

В пункте 4 ст. 26.1 Закона об организации органов власти субъектов РФ (здесь и далее в ред. от 4 июля 2003 г.) установлено, что федеральные законы, договоры о разграничении полномочий и соглашения, определяющие полномочия ОГВ субъекта РФ, должны устанавливать права, обязанности и ответственность ОГВ субъекта РФ, порядок и источники финансирования осуществления полномочий, не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и местного самоуправления, а также должны соответствовать другим требованиям, установленным Законом об организации органов власти субъектов РФ. Данные требования распространяются и на указы Президента РФ, и на постановления Правительства РФ.

Согласно п. 1 ст. 26.8 Закона об организации органов власти субъектов РФ ФОИВ по соглашению с исполнительными ОГВ субъекта РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ, названному Закону и иным федеральным законам. Соглашения заключаются в случае, если осуществление части полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные ОГВ субъекта РФ. Исполнительные ОГВ субъекта РФ по соглашению с ФОИВ могут передавать им часть своих полномочий и необходимые материальные и финансовые средства, если это не противоречит конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта РФ. В пункте 2 этой же статьи установлено, что в соглашении определяются условия и порядок передачи осуществления части полномочий, в том числе порядок их финансирования, срок действия соглашения, ответственность сторон соглашения, основания и порядок его досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения.

Порядок наделения ОМСУ отдельными государственными полномочиями установлен в ст. 19 Закона о местном самоуправлении, согласно ч. 2 которой (в ред. от 29 декабря 2006 г. <1>) наделение ОМСУ отдельными государственными полномочиями России осуществляется федеральными законами и законами субъектов РФ, отдельными государственными полномочиями субъектов РФ - законами субъектов РФ. Наделение ОМСУ отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Наделение ОМСУ отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения России и субъектов РФ законами субъектов РФ допускается, если это не противоречит федеральным законам.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 21.

В соответствии с ч. 5 указанной статьи финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных ОМСУ, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. ОМСУ имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

В ч. 7 этой же статьи предусмотрено, что положения федеральных законов, законов субъектов РФ, предусматривающие наделение ОМСУ отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

Остались вопросы по ст 31.1 БК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 31.1 БК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.