Статья 30. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации

Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

Органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.

Комментарий к статье 30 Бюджетного Кодекса РФ

Вторым принципом бюджетной системы Российской Федерации, содержащимся в ст. 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Действующее законодательство не использует понятия "закрепленные доходы" и "регулирующие доходы", которые ранее существовали в бюджетном законодательстве. В настоящее время все доходы разграничены между уровнями бюджетов бюджетной системы и закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации на постоянной основе. В ст. 50 и 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации содержатся исчерпывающие перечни налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета. В ст. 56 и 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации содержатся исчерпывающие перечни налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, а в ст. 61, 61.1, 61.2, 62 содержатся перечни налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов. Налоговые доходы в перечисленных статьях закреплены в процентных отчислениях в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации. Согласно вышеназванным статьям Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от региональных налогов, установленные в ст. 14 Налогового кодекса Российской Федерации, зачисляются в региональные бюджеты в полном объеме - 100%, а доходы от федеральных налогов - в разных процентных соотношениях. Например, налог на доходы физических лиц зачисляется в бюджет субъекта Российской Федерации по нормативу 70%. Доходы от местных налогов также зачисляются в местные бюджеты в размере 100%, а доходы от федеральных бюджетов - по определенному процентному нормативу. Например, налог на доходы физических лиц зачисляется в местные бюджеты по нормативу 10%.

Такое жесткое нормативное (законодательное) закрепление доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в Бюджетном кодексе Российской Федерации на практике обеспечивает стабильность и устойчивость бюджетной системы Российской Федерации, так как и региональные, и местные власти точно знают о доходах, которые можно планировать в бюджете соответствующего уровня на следующий финансовый год. Это обстоятельство способствует повышению качества и своевременности составления и ускорения темпов утверждения региональных и местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований. Органы государственной власти разных уровней бюджетной системы Российской Федерации и органы местного самоуправления обладают определенными полномочиями по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств каждый в определенных пределах. Бюджетные полномочия органов государственной власти и местного самоуправления установлены в ст. 7, 8, 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Органы государственной власти Российской Федерации не вправе формировать и осуществлять бюджеты субъектов Российской Федерации, определять направления расходования средств региональных бюджетов, вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по формированию доходной части бюджетов и осуществлению расходных полномочий.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации также не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по формированию доходной части бюджетов и осуществлению расходных полномочий.

Формирование и расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляют органы управления государственными внебюджетными фондами. Органы управления государственными внебюджетными фондами обладают самостоятельностью в осуществлении полномочий по формированию бюджетов внебюджетных фондов и расходованию средств таких бюджетов. Органы государственной власти (местного самоуправления) не должны вмешиваться в компетенцию органов управления государственными внебюджетными фондами. Вместе с тем существуют исключения из правила невмешательства одних органов власти в деятельность других органов власти и органов управления государственными внебюджетными фондами. Таким исключением являются межбюджетные трансферты, которые представляют собой средства одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, могут перечисляться другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. В этом случае органы государственной власти одного уровня бюджетной системы вправе устанавливать порядок, условия и направления расходования межбюджетных трансфертов.

Органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе возлагать на юридических и физических лиц финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации любой бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, что предопределяет публично-правовую природу отношений, связанных с формированием и исполнением бюджетов, а также характер правового регулирования, особенности разграничения предметов ведения и полномочий в финансово-бюджетной сфере между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации <1>.

--------------------------------
<1> Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2004 N 12-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросами Администрации Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда Республики Хакасия" // РГ. N 134. 25.06.2004.

Полномочия по формированию доходов и осуществлению расходов, утверждению источников финансирования дефицитов являются исключительной прерогативой публично-правовых образований, которыми являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Публично-правовые образования не вправе перекладывать свои обязательства по обеспечению доходной и расходной части соответствующего бюджета на юридических и физических лиц. Органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами также не вправе перекладывать свои обязанности на юридических и физических лиц. Это правило закреплено и подтверждено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации, в котором отмечается недопустимость произвольного отказа государства от выполнения своих публично-правовых обязательств <1>.

--------------------------------
<1> Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2007 N 129-О-П "По жалобам граждан Бабковой Зои Михайловны, Бойковой Светланы Ивановны и других на нарушение их конституционных прав частью 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Другой комментарий к статье 30 БК РФ

Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ, содержание которого раскрыто в комментируемой статье, является основой построения межбюджетных отношений.

Как отмечалось в Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006 - 2008 гг., одобренной распоряжением Правительства РФ от 3 апреля 2006 г. N 467-р, за последние годы произошли принципиальные изменения финансовых взаимоотношений бюджетов различных уровней на основе укрепления бюджетного федерализма, повышения бюджетной дисциплины, прозрачности и стабильности распределения финансовых ресурсов.

Принятые Законы об организации органов власти субъектов РФ, о местном самоуправлении, а также поправки в Кодекс в части регулирования межбюджетных отношений создали законодательную базу, по-новому регулирующую финансовые взаимоотношения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. В результате упорядочено бюджетное устройство субъектов РФ, разграничены полномочия между федеральными ОГВ, ОГВ субъектов РФ и ОМСУ, установлены стабильные доходные источники бюджетов, определены принципы формирования и распределения межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, улучшилось качество управления финансами на региональном и местном уровнях.

Вместе с тем, как отмечается в названной Концепции, по мере развития финансовых взаимоотношений в России между органами власти всех уровней реализация сформированного бюджетного законодательства РФ требует осуществления комплекса мероприятий как в области совершенствования межбюджетных отношений, так и в области повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами. В связи с этим необходимо обеспечить методологическую и финансовую поддержку новой системы разграничения полномочий.

На решение задач, поставленных в указанной Концепции, и направлены изменения, внесенные в Кодекс Законом 2007 г. N 63-ФЗ, о чем говорилось выше (см. комментарий к преамбуле Кодекса). В том числе в соответствии с указанным Законом изложена в новой редакции комментируемая статья. Наряду с тем, что в статью внесены терминологические поправки, установлена норма, согласно которой ОГВ (ОМСУ) и органам управления ГВБФ запрещено налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством РФ финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий. В свою очередь, это означает, что финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения полномочий указанных органов могут быть установлены не иначе как путем принятия в установленном порядке законодательных и иных нормативных правовых актов (внесения изменений в эти акты).

Остались вопросы по ст 30 БК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 30 БК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.