Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:
единства бюджетной системы Российской Федерации;
разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации ;
самостоятельности бюджетов;
равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований ;
полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов ;
сбалансированности бюджета;
эффективности использования бюджетных средств;
общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
прозрачности (открытости) ;
достоверности бюджета;
адресности и целевого характера бюджетных средств;
подведомственности расходов бюджетов ;
единства кассы .
Комментарий к статье 28 Бюджетного Кодекса РФ
Статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации установила перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации, к которым относятся следующие принципы:
1. Единства бюджетной системы Российской Федерации.
2. Разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
3. Самостоятельности бюджетов.
4. Равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
5. Полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.
6. Сбалансированности бюджета.
7. Результативности и эффективности использования бюджетных средств.
8. Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов.
9. Прозрачности (открытости).
10. Достоверности бюджета.
11. Адресности и целевого характера бюджетных средств.
12. Подведомственности расходов бюджетов.
13. Единства кассы.
Принципы бюджетной системы Российской Федерации, установленные законодательством, образуют определенную систему, которая постоянно претерпевает изменения и совершенствуется.
Существенным является то, что установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений относится к исключительному ведению Российской Федерации в рамках осуществления бюджетных полномочий. Следовательно, принципы бюджетной системы Российской Федерации могут устанавливаться только в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации, так же, как и муниципальные образования, не вправе определять принципы бюджетной системы Российской Федерации. Это согласуется с основными принципами Конституции Российской Федерации, закрепляющими целостность Российской Федерации, федеративное устройство и разделение полномочий между центром, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Другой комментарий к статье 28 БК РФ
В статье 6 Кодекса дано определение понятия бюджетной системы. Однако понятие бюджетного устройства не определено ни в ст. 6, ни в других статьях Кодекса, хотя в названии разд. I Кодекса такое понятие используется. Статья 3 ранее действовавшего Закона РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" определяла данное понятие как "организацию бюджетной системы, принципы ее построения". Соответственно, закрепление в комментируемой статье перечня принципов организации и функционирования бюджетной системы подразумевает определение основ бюджетного устройства России.
В статье 3 Закона РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" было закреплено, что бюджетное устройство в РСФСР основано на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РСФСР.
Комментируемая статья устанавливает следующие тринадцать принципов организации и функционирования бюджетной системы, содержание которых раскрыто в соответствующих статьях гл. 5 Кодекса:
единства бюджетной системы (ст. 29);
разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ (ст. 30);
самостоятельности бюджетов (ст. 31);
равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований (ст. 31.1);
полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов (ст. 32);
сбалансированности бюджета (ст. 33);
результативности и эффективности использования бюджетных средств (ст. 34);
общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов (ст. 35);
прозрачности (открытости) (ст. 36);
достоверности бюджета (ст. 37);
адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 38);
подведомственности расходов бюджетов (ст. 38.1);
единства кассы (ст. 38.2).
В рамках проведения комплексной реформы бюджетного процесса Законом 2007 г. N 63-ФЗ в гл. 5 Кодекса внесен ряд поправок. Как отмечалось в пояснительной записке к законопроекту, в условиях поэтапного расширения самостоятельности и ответственности органов власти в бюджетном процессе возрастает значение единых для бюджетной системы РФ принципов, которые становятся нормами прямого действия.
В частности, Законом 2007 г. N 63-ФЗ введены новые принципы единства кассы (ст. 38.1) и подведомственности расходов (ст. 38.2). Кроме того, уточнены формулировки принципа полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов и принципа общего (совокупного) покрытия расходов, что, по мнению авторов законопроекта, позволит обеспечить их соблюдение и, следовательно, повысить прозрачность бюджетов бюджетной системы РФ, консолидировать бюджетные средства с целью их результативного и эффективного использования. Уточнено определение принципа эффективности и экономности использования бюджетных средств с целью большей его ориентации на внедрение (с учетом сложившейся терминологии) концепции повышения результативности бюджетных расходов, а также принципа гласности, прозрачности (открытости).