1. Порядок представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета устанавливается соответствующим законодательным (представительным) органом в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
2. Одновременно с годовым отчетом об исполнении бюджета представляются проект закона (решения) об исполнении бюджета, иная бюджетная отчетность об исполнении соответствующего бюджета и бюджетная отчетность об исполнении соответствующего консолидированного бюджета, иные документы, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
3. По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении бюджета законодательный (представительный) орган принимает решение об утверждении либо отклонении закона (решения) об исполнении бюджета.
В случае отклонения законодательным (представительным) органом закона (решения) об исполнении бюджета он возвращается для устранения фактов недостоверного или неполного отражения данных и повторного представления в срок, не превышающий один месяц.
4. Годовой отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации представляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1 июня текущего года.
Годовой отчет об исполнении местного бюджета представляется в представительный орган муниципального образования не позднее 1 мая текущего года.
Комментарий к статье 264.5 Бюджетного Кодекса РФ
Статья 264.5 регулирует вопросы представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета законодательным (представительным) органом.
В данной статье предусмотрено, что порядок представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета устанавливается соответствующим законодательным (представительным) органом в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
При этом Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает только общие требования для представления и рассмотрения годового отчета об исполнении бюджетов для всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Годовой отчет об исполнении бюджета вносится в законодательный (представительный) орган соответственно в форме закона или правового акта местного самоуправления.
Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает, что одновременно с отчетом об исполнении бюджета вносится и ряд других документов, которые позволят законодателям получать более подробную информацию об исполнении бюджета. К таким документам относятся:
- иная бюджетная отчетность об исполнении соответствующего бюджета, к которой относятся баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительная записка;
- бюджетная отчетность об исполнении соответствующего консолидированного бюджета;
- иные документы, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении бюджета законодательный (представительный) орган вправе принять одно из двух решений:
- решение об утверждении закона (решения) об исполнении бюджета;
- решение об отклонении закона (решения) об исполнении бюджета.
Решение об отклонении закона (решения) об исполнении бюджета может быть принято в случае выявления отклонений показателей отчета об исполнении бюджета от утвержденных показателей закона о бюджете на соответствующий год, фактов недостоверного или неполного отражения показателей исполнения бюджета.
В случае отклонения законодательным (представительным) органом закона (решения) об исполнении бюджета он возвращается в органы исполнительной власти или местную администрацию для устранения фактов недостоверного или неполного отражения данных и повторного представления в срок, не превышающий один месяц.
Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены сроки представления годового отчета об исполнении бюджета:
- не позднее 1 июня текущего года в законодательный (представительный) орган государственной власти;
- не позднее 1 мая текущего года в представительный орган муниципального образования. Для органов местного самоуправления предусмотрены более ранние сроки, что обусловлено тем, что бюджетная отчетность органов местного самоуправления должна передаваться на вышестоящий уровень бюджетной системы Российской Федерации для составления бюджетной отчетности консолидированного бюджета Российской Федерации.
Другой комментарий к статье 264.5 БК РФ
1. Порядок представления годового отчета об исполнении федерального бюджета в Государственную Думу регламентирован ст. 264.10 Кодекса, а порядок рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении федерального бюджета Государственной Думой - ст. 264.11 Кодекса.
Установление порядка представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета субъекта РФ законодательным (представительным) органом субъекта РФ согласуется с общей нормой п. 3 ст. 26.13 Закона об организации органов власти субъектов РФ (в ред. от 4 июля 2003 г.), в соответствии с которой исполнение бюджета субъекта РФ и контроль за его исполнением осуществляются ОГВ субъекта РФ самостоятельно с соблюдением требований, установленных названным Законом и Кодексом, а также принятыми в соответствии с ними законами субъекта РФ. Согласно п. 6 указанной статьи годовой отчет об исполнении бюджета субъекта РФ, ежеквартальные сведения о ходе исполнения бюджета субъекта РФ, а также о численности государственных гражданских служащих субъекта РФ и работников государственных учреждений субъекта РФ с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. Там же предусмотрено, что по проекту годового отчета об исполнении бюджета субъекта РФ проводятся публичные слушания.
Установление порядка представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении местного бюджета представительным органом муниципального образования согласуется с общей нормой ч. 3 ст. 52 Закона о местном самоуправлении, в соответствии с которой исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются ОМСУ самостоятельно с соблюдением требований, установленных Кодексом и названным Законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ. Согласно ч. 6 указанной статьи годовой отчет об исполнении местного бюджета, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих ОМСУ, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. Там же предусмотрено, что ОМСУ поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования. В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона о местном самоуправлении отчет об исполнении местного бюджета должен выноситься на публичные слушания.
2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи одновременно с годовым отчетом об исполнении бюджета в законодательный (представительный) орган должны представляться:
проект закона (решения) об исполнении бюджета;
иная бюджетная отчетность об исполнении соответствующего бюджета, нежели годовой отчет об исполнении бюджета;
бюджетная отчетность об исполнении соответствующего консолидированного бюджета;
иные документы, предусмотренные бюджетным законодательством РФ.
Перечень документов, подлежащих представлению Правительством РФ в Государственную Думу одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета, установлен в п. 2 ст. 264.10 Кодекса.
3. Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает только два возможных решения, принимаемых законодательным (представительным) органом по результатам рассмотрения годового отчета об исполнении бюджета:
решение об утверждении закона (решения) об исполнении бюджета;
решение об отклонении закона (решения) об исполнении бюджета.
Как следует из п. 3 комментируемой статьи, основанием для отклонения закона (решения) об исполнении бюджета являются факты недостоверного или неполного отражения данных в годовом отчете об исполнении бюджета. В этом случае закон (решение) об исполнении бюджета возвращается соответственно Правительству РФ, высшему должностному лицу субъекта РФ (высшему исполнительному ОГВ субъекта РФ), местной администрации для устранения таких фактов и повторного представления.
Срок повторного представления годового отчета об исполнении бюджета после устранения фактов недостоверного или неполного отражения данных не должен превышать один месяц. Необходимо иметь в виду, что этот срок установлен и для случаев отклонения Государственной Думой федерального закона об исполнении федерального бюджета, т.к. ст. 264.11 Кодекса не устанавливает иного срока.
4. В пункте 4 комментируемой статьи впервые законодательно установлены сроки представления годового отчета об исполнении бюджета субъекта РФ, местного бюджета:
годовой отчет об исполнении бюджета субъекта РФ должен быть представлен в законодательный (представительный) ОГВ субъекта РФ не позднее 1 июня текущего года;
годовой отчет об исполнении местного бюджета должен быть представлен в представительный орган муниципального образования не позднее 1 мая текущего года.
Годовой отчет об исполнении федерального бюджета в соответствии с п. 1 ст. 264.10 Кодекса представляется Правительством РФ в Государственную Думу одновременно с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.