Статья 242.2. Исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, и о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок

1. Для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации .

2. Главный распорядитель средств федерального бюджета, представлявший в суде интересы Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 158 настоящего Кодекса, обязан направить в Министерство финансов Российской Федерации информацию о результатах рассмотрения дела в суде в течение 10 дней после вынесения (принятия) судебного акта в окончательной форме .

При удовлетворении судом исковых или иных требований, предъявляемых к Российской Федерации и удовлетворяемых за счет казны Российской Федерации, главный распорядитель средств федерального бюджета, представлявший в суде интересы Российской Федерации, также информирует Министерство финансов Российской Федерации о наличии оснований для обжалования судебного акта.

При наличии оснований для обжалования судебного акта главный распорядитель средств федерального бюджета обязан предоставить в Министерство финансов Российской Федерации информацию о результатах обжалования не позднее одного месяца со дня вступления судебного акта в законную силу.

3. Для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации .

Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, представлявший в суде интересы субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 158 настоящего Кодекса, обязан направить в финансовый орган субъекта Российской Федерации информацию о результатах рассмотрения дела в суде в течение 10 дней после вынесения (принятия) судебного акта в окончательной форме.

При удовлетворении судом исковых или иных требований, предъявляемых к субъекту Российской Федерации и удовлетворяемых за счет казны субъекта Российской Федерации, главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, представлявший в суде интересы субъекта Российской Федерации, также информирует финансовый орган субъекта Российской Федерации о наличии оснований для обжалования судебного акта.

При наличии оснований для обжалования судебного акта главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации обязан предоставить в финансовый орган субъекта Российской Федерации информацию о результатах обжалования не позднее одного месяца со дня вступления судебного акта в законную силу.

4. Для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования .

Главный распорядитель средств бюджета муниципального образования, представлявший в суде интересы муниципального образования в соответствии с пунктом 3 статьи 158 настоящего Кодекса, обязан направить в финансовый орган муниципального образования информацию о результатах рассмотрения дела в суде в течение 10 дней после вынесения (принятия) судебного акта в окончательной форме.

При удовлетворении судом исковых или иных требований, предъявляемых к муниципальному образованию и удовлетворяемых за счет муниципальной казны, главный распорядитель средств бюджета муниципального образования, представлявший в суде интересы муниципального образования, также информирует финансовый орган муниципального образования о наличии оснований для обжалования судебного акта.

При наличии оснований для обжалования судебного акта главный распорядитель средств бюджета муниципального образования обязан предоставить в финансовый орган муниципального образования информацию о результатах обжалования не позднее одного месяца со дня вступления судебного акта в законную силу.

5. Исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

6. Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

Исполнение судебных актов может быть приостановлено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Органы, исполняющие судебные акты (Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований), ведут учет и осуществляют хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением.

Комментарий к статье 242.2 Бюджетного Кодекса РФ

Статья 242.2 Бюджетного кодекса определяет, что для исполнения судебных актов по искам к РФ о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов РФ или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами РФ актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны РФ, документы, перечисленные в п. 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса, направляются для исполнения в Министерство финансов РФ.

Главный распорядитель средств федерального бюджета обязан направить в Министерство финансов РФ информацию о результатах рассмотрения дела в суде в течение 10 дней после вынесения (принятия) судебного акта в окончательной форме.

Для исполнения судебных актов по искам к субъектам РФ о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов РФ или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов РФ актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта РФ, документы, указанные в п. 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта РФ.

Главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ, представлявший в суде интересы субъекта РФ, обязан направить в финансовый орган субъекта РФ информацию о результатах рассмотрения дела в суде в течение 10 дней после вынесения (принятия) судебного акта в окончательной форме.

Для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования, документы, указанные в п. 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

Главный распорядитель средств бюджета муниципального образования, представлявший в суде интересы муниципального образования, обязан направить в финансовый орган муниципального образования информацию о результатах рассмотрения дела в суде в течение 10 дней после вынесения (принятия) судебного акта в окончательной форме.

Исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение. Органы, исполняющие судебные акты (Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований), ведут учет и осуществляют хранение исполнительных документов.

Другой комментарий к статье 242.2 БК РФ

1 - 4. Комментируемая статья устанавливает порядок исполнения судебных актов по искам к России, субъекту РФ, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ОМСУ либо должностных лиц этих органов.

Как предусмотрено в ст. 1069 части второй ГК РФ, основанной на общей норме ст. 16 части первой ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или ОМСУ, подлежит возмещению. Там же установлено, что вред возмещается за счет соответственно казны России, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

В пункте 2 Постановления Пленума ВАС России от 22 июня 2006 г. N 23 арбитражным судам при рассмотрении исков, предъявленных согласно ст. ст. 16, 1069 ГК РФ арбитражным судам, предписано иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления ОМСУ либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или ОМСУ, является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов. Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа. При этом недопустимо ограничивать источники взыскания путем указания на взыскание только за счет средств бюджета, поскольку такое ограничение противоречит ст. ст. 126, 214, 215 части первой ГК РФ. В данном случае действует общее правило об ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну.

В пунктах 1, 3 и 4 комментируемой статьи определены органы, исполняющие судебные акты по искам к РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов. Соответственно, в эти органы, исполняющие судебные акты, и направляются для исполнения документы, указанные в п. 2 ст. 242.1 Кодекса:

судебные акты по искам к России о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов России или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами России актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебные акты по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны России (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета) исполняются Минфином России;

судебные акты по искам к субъектам РФ о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов РФ или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов РФ актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта РФ (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта РФ) исполняются финансовыми органами субъектов РФ;

судебные акты по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) ОМСУ или их должностных лиц, в том числе в результате издания ОМСУ муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебные акты по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета) исполняются финансовыми органами муниципального образования.

Согласно подп. 1 п. 3 ст. 158 Кодекса главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени России, субъекта РФ, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к России, субъекту РФ, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ОМСУ или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов ОГВ, ОМСУ, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Соответственно, в п. п. 3 - 5 комментируемой статьи установлены обязанности главных распорядителей средств соответствующего бюджета, представлявших в суде интересы соответствующего публично-правового образования:

главный распорядитель средств соответствующего бюджета обязан направить в Минфин России, финансовый орган субъекта РФ, финансовый орган муниципального образования информацию о результатах рассмотрения дела в суде в течение 10 дней после вынесения (принятия) судебного акта в окончательной форме;

при удовлетворении судом исковых или иных требований, предъявляемых к соответствующему публично-правовому образованию и удовлетворяемых за счет казны России, казны субъекта РФ, казны муниципального образования главный распорядитель средств соответствующего бюджета также информирует Минфин России, финансовый орган субъекта РФ, финансовый орган муниципального образования о наличии оснований для обжалования судебного акта;

при наличии оснований для обжалования судебного акта главный распорядитель средств соответствующего бюджета обязан предоставить в Минфин России, финансовый орган субъекта РФ, финансовый орган муниципального образования информацию о результатах обжалования не позднее одного месяца со дня вступления судебного акта в законную силу.

Следует отметить, что пункты 3 и 4 комментируемой статьи в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ полностью изложены в новой редакции. Однако эти изменения принципиально не меняют сложившиеся процедуры исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных, региональных и муниципальных бюджетных учреждений, на что обращено внимание в письме Федерального казначейства РФ от 24 апреля 2007 г. N 42-7.1-15/9.1-144 "О внесении изменений в главу 24.1 БК РФ" <1>. В частности, данные нормы дополнены положениями, согласно которым для исполнения судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета) документы, указанные в п. 2 ст. 242.1 Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта РФ, финансовый орган муниципального образования.

--------------------------------
<1> СПС "КП".

5. В соответствии с п. 5 комментируемой статьи исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете.

При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, должны быть внесены изменения в сводную бюджетную роспись. В целях обеспечения реализации данной нормы Законом 2005 г. N 197-ФЗ в ст. 228 Кодекса было включено положение, согласно которому в соответствии с п. 5 комментируемой статьи должны быть изменены бюджетные ассигнования по сравнению с доведенными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях. Однако ст. 228 Кодекса утратила силу в связи с принятием Закона 2007 г. N 63-ФЗ. Вопросы внесения изменений в сводную бюджетную роспись урегулированы новой редакцией ст. 217 Кодекса.

6. Пункт 6 комментируемой статьи устанавливает срок, в течение которого производится исполнение судебных актов: три месяца со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

В пункте 3 Постановления Пленума ВАС России от 22 июня 2006 г. N 23 арбитражным судам предписано учитывать, что положения комментируемой статьи подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (ОМСУ) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям. Соответственно, Пленум ВАС России разъяснил, что исполнительный лист о взыскании денежных средств с публично-правового образования может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю лишь в случае, если исполнение решения суда не было произведено за счет средств бюджета в течение указанного трехмесячного срока.

В пункте 6 комментируемой статьи указано, что исполнение судебных актов может быть приостановлено в соответствии с законодательством РФ.

В АПК РФ предусмотрена возможность приостановления исполнения судебных актов арбитражным судом кассационной инстанции (ст. 283), а также ВАС России при пересмотре судебных актов в порядке надзора (ст. 298). В ГПК РФ предусмотрена возможность приостановить исполнение решения суда при производстве в суде надзорной инстанции (ч. 4 ст. 381).

Процессуальное законодательство также предусматривает возможность отсрочки или рассрочки исполнения судебного постановления либо изменение способа и порядка его исполнения:

в соответствии со ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, взыскатель, должник вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения;

согласно ч. 1 ст. 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя или должника вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

7. Пункт 7 комментируемой статьи возлагает на органы, исполняющие судебные акты (Минфин России, финансовые органы субъектов РФ, финансовые органы муниципальных образований), обязанности по ведению учета и осуществлению хранения исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением.

Порядок организации работы в Министерстве финансов Российской Федерации по исполнению судебных актов о взыскании денежных средств по искам к Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации утвержден Приказом Минфина России от 15 августа 2006 г. N 271 <1>.

--------------------------------
<1> СПС "КП".

Остались вопросы по ст 242.2 БК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 242.2 БК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.