Статья 241.1. Основы кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

1. При кассовом обслуживании исполнения бюджетов:
учет операций со средствами бюджетов осуществляется на единых счетах бюджетов, открытых в соответствии с настоящим Кодексом органам Федерального казначейства отдельно для каждого бюджета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации;
управление средствами на единых счетах бюджетов осуществляют финансовые органы, органы управления государственными внебюджетными фондами или иные уполномоченные органы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
кассовые выплаты из бюджета осуществляются органом Федерального казначейства на основании платежных документов, представленных в орган Федерального казначейства, в порядке очередности их представления и в пределах фактического наличия остатка средств на едином счете бюджета;
все операции по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета на едином счете бюджета проводятся и учитываются органом Федерального казначейства по кодам бюджетной классификации Российской Федерации;
органы Федерального казначейства представляют финансовым органам информацию о кассовых операциях по исполнению соответствующих бюджетов, а также информацию о кассовых операциях по исполнению иных бюджетов, входящих в консолидированный бюджет соответствующей территории;
органы Федерального казначейства представляют органам управления территориальных государственных внебюджетных фондов, финансовым органам субъектов Российской Федерации информацию о кассовых операциях по исполнению соответствующих бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, а также Федеральному фонду обязательного медицинского страхования информацию о кассовых операциях по исполнению бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;органы Федерального казначейства в порядке, установленном Федеральным казначейством, организуют обеспечение наличными денежными средствами организаций, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

2. В случае передачи органу Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации (бюджета муниципального образования) в соответствии с соглашением об осуществлении этих функций, заключенным с учетом положений статьи 168 настоящего Кодекса, особенности кассового обслуживания таких бюджетов устанавливает Федеральное казначейство в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи.

Если полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, осуществляются исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с соглашением, заключенным согласно статье 215.1 настоящего Кодекса, то этот орган обязан представлять указанному в соглашении органу Федерального казначейства информацию о всех проведенных им кассовых операциях при исполнении всех обслуживаемых им бюджетов, учтенных по кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

3. Органы Федерального казначейства вправе представлять органам государственного (муниципального) финансового контроля, созданным законодательными (представительными) органами, по их запросу информацию о кассовых операциях по исполнению соответствующих бюджетов в порядке, установленном Федеральным казначейством.

4. В случае передачи органу Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета государственного внебюджетного фонда в соответствии с соглашением об осуществлении этих функций, заключенным с учетом положений статьи 168 настоящего Кодекса, особенности кассового обслуживания такого бюджета устанавливает Федеральное казначейство в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи.

Комментарий к статье 241.1 Бюджетного Кодекса РФ

Бюджетный кодекс дополнен статьей 241.1, в которой установлено, что при кассовом исполнении бюджетов:

- учет операций со средствами бюджетов осуществляется на единых счетах бюджетов, открытых в соответствии с Бюджетным кодексом органам Федерального казначейства отдельно для каждого бюджета в учреждениях Центрального банка РФ;

- управление средствами на единых счетах бюджетов осуществляют финансовые органы или иные уполномоченные органы в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, муниципальными правовыми актами;

- кассовые выплаты из бюджета осуществляются органом Федерального казначейства на основании платежных документов, представленных в орган Федерального казначейства, в порядке очередности их представления и в пределах фактического наличия остатка средств на едином счете бюджета;

- все операции по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета на едином счете бюджета проводятся и учитываются органом Федерального казначейства по кодам бюджетной классификации Российской Федерации;

- органы Федерального казначейства представляют финансовым органам информацию о кассовых операциях по исполнению соответствующих бюджетов, а также информацию о кассовых операциях по исполнению иных бюджетов, входящих в консолидированный бюджет соответствующей территории.

Другой комментарий к статье 241.1 БК РФ

1. В части 4 ст. 215.1 Кодекса установлено, что кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. ст. 148 и 215.1 Кодекса), в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ положения Кодекса в части, касающейся кассового обслуживания исполнения бюджетов ГВБФ органами Федерального казначейства, применяются только начиная с 1 января 2010 г.

Комментируемая статья, введенная Законом 2007 г. N 63-ФЗ, закрепляет основы кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. Необходимо иметь в виду, что положение п. 1 комментируемой статьи, согласно которому органы Федерального казначейства представляют финансовым органам информацию о кассовых операциях по исполнению соответствующих бюджетов, а также информацию о кассовых операциях по исполнению иных бюджетов, входящих в консолидированный бюджет соответствующей территории, в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ вступает в силу с 1 января 2009 г. Этим же Законом в качестве переходных положений установлено, что с 1 января по 31 декабря 2008 г.:

информация о кассовых операциях по исполнению бюджета представляется органом Федерального казначейства соответствующему финансовому органу;

информация о кассовых операциях по исполнению бюджетов, входящих в состав консолидированного бюджета субъекта РФ, представляется органами Федерального казначейства финансовому органу субъекта РФ.

Приказом Федерального казначейства от 25 августа 2005 г. N 12н утвержден Общий порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации <1>, а Приказом Федерального казначейства от 22 марта 2005 г. N 1н (в ред. Приказа Федерального казначейства от 7 ноября 2005 г. N 18н) - Порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства <2>.

--------------------------------
<1> БНА. 2005. N 38.
<2> БНА. 2005. N 21; N 49.

Приказом Федерального казначейства от 30 марта 2006 г. N 44 утвержден Порядок обеспечения управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации средствами федерального бюджета при кассовом обслуживании исполнения федерального бюджета <1>.

--------------------------------
<1> СПС "КП".

2. Пункт 2 комментируемой статьи определяет особенности кассового обслуживания исполнения бюджетов в случае передачи органу Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта РФ (бюджета муниципального образования) и в случае передачи полномочий Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов субъекта РФ, его территориальных ГВБФ и местных бюджетов исполнительному ОГВ субъекта РФ.

Возможность возложения на органы Федерального казначейства функций по исполнению бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов предусмотрена в п. 2 ст. 166.1 Кодекса. Порядок передачи полномочий установлен в ст. 168 Кодекса, согласно которой высшие исполнительные ОГВ субъектов РФ, местные администрации муниципальных образований вправе осуществлять исполнение соответствующих бюджетов через органы Федерального казначейства на основании соглашений.

В пункте 2 комментируемой статьи предусмотрено, что в случае передачи органу Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта РФ (бюджета муниципального образования) Федеральное казначейство устанавливает особенности кассового обслуживания таких бюджетов. При установлении указанного порядка Федеральное казначейство обязано руководствоваться общими требованиями п. 1 комментируемой статьи о кассовом обслуживании исполнения бюджетов.

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 168 Кодекса), Приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2005 г. N 19н утверждена Инструкция о порядке кассового обслуживания территориальными органами Федерального казначейства операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальных образований от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Названная Инструкция подлежит применению в части, не противоречащей действующей редакции Кодекса, и прежде всего требованиям п. 1 комментируемой статьи о кассовом обслуживании исполнения бюджетов.

Необходимо иметь в виду, что статьей 6 Закона о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. предусмотрены следующие особенности использования средств, получаемых федеральными бюджетными учреждениями:

средства в валюте РФ, полученные федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, учитываются на лицевых счетах, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, и расходуются федеральными бюджетными учреждениями в соответствии с генеральными разрешениями (разрешениями), оформленными главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета в установленном Минфином России порядке, и сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности, утвержденными в порядке, определяемом главными распорядителями средств федерального бюджета, в пределах остатков средств на их лицевых счетах, если иное не предусмотрено названным Законом. Средства, полученные от приносящей доход деятельности, не могут направляться федеральными бюджетными учреждениями на создание других организаций, покупку ценных бумаг и размещаться на депозиты в кредитных организациях (ч. 1);

средства в валюте РФ, поступающие во временное распоряжение федеральных бюджетных учреждений в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, учитываются на лицевых счетах, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, в порядке, установленном Федеральным казначейством (ч. 2);

средства в валюте РФ, поступающие на лицевые счета по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства подразделениям федеральной противопожарной службы в соответствии с договорами по охране от пожаров организаций, а также подразделениям органов внутренних дел в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством РФ, и после возмещения материальных затрат, связанных с охраной от пожаров организаций, убытков в связи с кражами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями договоров, подлежат перечислению в федеральный бюджет. Установить, что стоимость услуг, оказываемых подразделениями органов внутренних дел по охране имущества федеральных государственных учреждений, в случае увеличения (индексации) расходов на денежное довольствие сотрудников и оплату труда работников вневедомственной охраны, а также по другим основаниям в 2008 г. пересмотру не подлежит (ч. 3);

федеральные государственные загранучреждения вправе использовать доходы, получаемые ими от разрешенных видов деятельности, в 2008 г. согласно приложению 8 (секретно) к названному Закону и в 2009 - 2010 гг. согласно приложению 9 (секретно) к названному Закону, а также доходы, полученные сверх сумм, предусмотренных указанными приложениями, и остатки указанных средств по состоянию на 1 января 2008 г. в качестве дополнительного источника финансового обеспечения выполнения их функций сверх бюджетных ассигнований, установленных статьей 7 названного Закона для указанных загранучреждений (ч. 4);

учет поступлений и использования доходов от разрешенных видов деятельности осуществляется федеральными государственными загранучреждениями с отражением указанных операций в отчете об исполнении федерального бюджета (ч. 5).

Часть 5 ст. 215.1 Кодекса предусматривает возможность передачи на основании соглашения полномочий Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных ГВБФ субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, исполнительным ОГВ субъекта РФ. Передача таких полномочий возможна не во всех случаях и только при соблюдении установленных условий (см. комментарий к ст. 215.1 Кодекса).

В случае передачи указанных полномочий Федерального казначейства исполнительным ОГВ субъекта РФ в соответствии с п. 2 комментируемой статьи на данный орган возлагается обязанность представлять указанному в соглашении органу Федерального казначейства информацию о всех проведенных им кассовых операциях при исполнении всех обслуживаемых им бюджетов, учтенных по кодам бюджетной классификации РФ.

Остались вопросы по ст 241.1 БК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 241.1 БК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.