Статья 241. Особенности исполнения бюджетов, установленные федеральными законами

1. Положения настоящего Кодекса, регулирующие исполнение бюджетов, применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей и (или) указанными в ней федеральными законами.

2. В случае возбуждения дела о банкротстве в отношении должников по денежным обязательствам и обязательным платежам, определяемым в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации сроки, способы и порядок исполнения этих обязательств, а также размер процентов, начисляемых на сумму требований по этим обязательствам, размер штрафов, пеней за неисполнение этих обязательств определяются в соответствии с указанным Федеральным законом.

3. Исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации организуется с соблюдением требований, установленных в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-I "О государственной тайне".

4. Исполнение бюджета по расходам, предусмотренным Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации, территориальным избирательным комиссиям и избирательным комиссиям муниципальных образований, осуществляется с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.

5. Исполнение бюджета по расходам на оперативно-розыскную деятельность и на осуществление мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства организуется федеральными органами исполнительной власти и иными государственными органами, уполномоченными осуществлять такую деятельность и такие меры, с соблюдением особенностей, установленных в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" и Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства".

6. Орган государственной власти (государственный орган), Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", орган управления государственным внебюджетным фондом, осуществляющие полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета государственного внебюджетного фонда, могут быть уполномочены осуществлять функции главного распорядителя средств соответствующего бюджета в отношении казенных учреждений, созданных в соответствии с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

7. Органы военного управления, объединения, соединения и воинские части осуществляют полномочия распорядителей и получателей средств федерального бюджета в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

8. Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" осуществляют полномочия главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета и администратора доходов бюджета, а также вправе передавать на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов, в том числе в рамках государственного оборонного заказа, от лица указанных корпораций при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации федеральным государственным унитарным предприятиям, в отношении которых указанные корпорации осуществляют от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества, в соответствии с положениями настоящего Кодекса. Указанные корпорации вправе заключать в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса от имени Российской Федерации договоры с юридическими лицами, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, об участии Российской Федерации в собственности таких юридических лиц.

9. Порядок расходования бюджетных ассигнований на реализацию специальных секретных программ устанавливается Президентом Российской Федерации. Контроль за расходованием средств при реализации специальных секретных программ осуществляют только органы, на которые это возложено Президентом Российской Федерации. Итоги проверки расходования средств на специальные секретные программы представляются исключительно Президенту Российской Федерации, председателям палат Федерального Собрания Российской Федерации и специальным комиссиям палат.

10. Доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации .
11. На финансовые органы, получающие от органов Федерального казначейства сведения о платежах в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и об их плательщиках, являющиеся информацией ограниченного доступа, распространяются требования о защите и об использовании информации, установленные федеральными законами.

12. Доходы от уплаты минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога, погашения задолженности по единому социальному налогу и соответствующих пеней и штрафов по ним за налоговые периоды, указанные в статье 37 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", распределяются между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с нормативами, предусмотренными статьей 37 указанного Федерального закона.

13. В рамках реализации государственного оборонного заказа федеральные органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", являющиеся государственными заказчиками, вправе в дополнение к полномочиям, указанным в абзаце первом пункта 4 статьи 79 настоящего Кодекса, передать по решению Правительства Российской Федерации на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов от лица указанных органов и корпораций федеральным бюджетным учреждениям (федеральным государственным унитарным предприятиям), в том числе в отношении которых указанные органы и корпорации не осуществляют функции и полномочия учредителя (права собственника имущества Российской Федерации).

14. В случаях, установленных федеральным законом о федеральном бюджете, имущественный взнос Российской Федерации в имущество государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" может осуществляться путем передачи облигаций федерального займа.

15. Не допускается предоставление предусмотренных статьей 78 настоящего Кодекса субсидий и предусмотренных статьей 80 настоящего Кодекса бюджетных инвестиций иностранным юридическим лицам, в том числе местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц (далее - офшорные компании). Указанные иностранные юридические лица, а также российские юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля участия офшорных компаний в совокупности превышает 50 процентов, не вправе являться получателями указанных средств.

16. Предоставление в соответствии с настоящим Кодексом государственных или муниципальных гарантий, за исключением государственных гарантий Российской Федерации, предоставляемых для оказания поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг), не допускается в обеспечение исполнения обязательств иностранных юридических лиц, в том числе офшорных компаний, а также в случае, если бенефициарами по гарантиям, за исключением государственных или муниципальных гарантий, предусмотренных статьей 115.1 настоящего Кодекса, являются указанные юридические лица. Указанные иностранные юридические лица не вправе являться принципалами и (или) бенефициарами по указанным государственным или муниципальным гарантиям, а российские юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля участия офшорных компаний в совокупности превышает 50 процентов, - принципалами по таким гарантиям.

Государственная или муниципальная гарантия, предоставленная с нарушением положений настоящего пункта, в том числе по обстоятельствам, не зависящим от гаранта, бенефициара или принципала, а также договор о предоставлении такой гарантии ничтожны. Исполнение обязательств по такой государственной или муниципальной гарантии не осуществляется. В случае, если исполнение по такой гарантии было осуществлено в полном объеме или в какой-либо части, денежные средства, уплаченные по гарантии, подлежат возврату бенефициаром в соответствующий бюджет.

(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 15 февраля 2016 года N 23-ФЗ)
____________________________________________________________________
Положения пункта 16 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 15 февраля 2016 года N 23-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2017 год (на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов), - см. пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 15 февраля 2016 года N 23-ФЗ.

____________________________________________________________________
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 318-ФЗ). - См. предыдущую редакцию)

Комментарий к статье 241 Бюджетного Кодекса РФ

Статья 241 комментируемой главы Бюджетного кодекса устанавливает, что сроки, способы и порядок исполнения этих обязательств в отношении должников по денежным обязательствам и обязательным платежам определены ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" N 127-ФЗ от 26 октября 2002 г. <1>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.

В том числе исполнение бюджетов организуется с соблюдением требований, установленных в Законе РФ "О государственной тайне" N 5485-1 от 21 июля 1993 г. <1>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 8220 - 8235.

В целом статья определяет порядок исполнения бюджетов по расходам, предусмотренным Центральной избирательной комиссией РФ, избирательными комиссиями субъектов РФ, территориальными избирательными комиссиями и избирательными комиссиями муниципальных образований, на оперативно-розыскную деятельность федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными ее осуществлять. Расходование бюджетных ассигнований на реализацию специальных секретных программ устанавливается Президентом РФ, контроль за расходованием такого рода средств осуществляют только органы, на которые это возложено Президентом РФ. Итоги проверки расходования средств на специальные секретные программы представляются исключительно Президенту РФ, председателям палат Федерального Собрания РФ и специальным комиссиям палат.

Другой комментарий к статье 241 БК РФ

1. Комментируемая статья, содержащая положения об особенностях исполнения бюджетов, установленных федеральными законами, по сути введена в Кодекс. В ранее действовавшей редакции статьи (т.е. до внесения изменений Законом 2007 г. N 63-ФЗ) содержались общие положения об отчетности об исполнении бюджета. Единая методология и порядок составления, проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности установлена гл. 25.1, включенной в Кодекс Законом 2007 г. N 63-ФЗ.

2. Пункт 2 комментируемой статьи в части определения способов и порядка исполнения денежных обязательств и обязательств по уплате обязательных платежей перед бюджетами бюджетной системы РФ в случае возбуждения дела о банкротстве отсылает к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)".

Данная норма устанавливалась ст. 242.1, введенной в гл. 24 Кодекса Законом 2006 г. N 6-ФЗ. Этим же Законом ст. 281 Кодекса, определяющая понятие нарушения бюджетного законодательства РФ, дополнена новой ч. 2, согласно которой меры принуждения к нарушителю бюджетного законодательства, в отношении которого арбитражным судом возбуждено дело о банкротстве, применяются постольку, поскольку они не противоречат Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)". Следует отметить, что при принятии Закона 2006 г. N 6-ФЗ была допущена юридико-техническая ошибка, т.к. на момент его принятия Кодекс уже содержал ст. 242.1 в гл. 24.1, введенной Законом 2005 г. N 197-ФЗ. Соответственно, данная ошибка Законом 2007 г. N 63-ФЗ устранена.

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", как определено в п. 1 его ст. 1, в соответствии с ГК РФ устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. Необходимо иметь в виду, что вопросы несостоятельности (банкротства) наряду с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" регулируются Федеральными законами от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" <1> и от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" <2>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1097.
<2> СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3179.

3. В пункте 3 комментируемой статьи закреплено, что исполнение бюджетов бюджетной системы РФ должно организовываться с соблюдением требований, установленных в соответствии с Законом РФ "О государственной тайне".

Названный Закон, как определено в его преамбуле (здесь и далее в ред. от 6 октября 1997 г. <1>), регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности России. Положения Закона РФ "О государственной тайне" в соответствии с его ст. 1 обязательны для исполнения на территории России и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной властей, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами РФ, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства РФ о государственной тайне.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673.

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 209 Кодекса), в ст. 5 Закона РФ "О государственной тайне" (в ред. от 11 ноября 2003 г.) определен перечень сведений, составляющих государственную тайну, в том числе: в военной области; в области экономики, науки и техники; в области внешней политики и экономики; в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О государственной тайне" устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно". Там же установлено, что использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.

4. В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <1> законодательство РФ о выборах составляют Конституция РФ, названный Закон, иные федеральные законы (среди них следует отметить прежде всего Федеральные законы от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" <2> и от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" <3>), конституции (уставы), законы субъектов РФ, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в России. Согласно п. 2 указанной статьи (здесь и далее в ред. от 21 июля 2005 г. <4>) законодательство РФ о референдумах составляют Конституция РФ, Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" <5>, названный Закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов РФ, иные нормативные правовые акты о референдумах, принимаемые в России.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.
<2> СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 171.
<3> СЗ РФ. 2005. N 21. Ст. 1919.
<4> СЗ РФ. 2005. N 30. Ч. 1. Ст. 3104.
<5> СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2710.

В пункте 14 ст. 20 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что финансовое обеспечение деятельности ЦИК России осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете. Финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии субъекта РФ осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, а также за счет средств федерального бюджета в порядке и объемах, определяемых ЦИК России в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете. Финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии муниципального образования, территориальной комиссии, действующих на постоянной основе и являющихся юридическим лицом, осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ и (или) нормативным правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете. Согласно п. 15 указанной статьи ЦИК России, избирательная комиссия субъекта РФ, избирательная комиссия муниципального образования и территориальная комиссия представляют отчеты об использовании средств соответствующих бюджетов, выделенных на обеспечение их деятельности, проведение выборов и референдумов, в порядке, устанавливаемом законодательством РФ.

Согласно п. 1 ст. 57 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в России, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. В п. 2 указанной статьи установлено, что расходы, связанные с проведением референдума России, осуществляются за счет средств, выделенных из федерального бюджета на указанные цели в порядке и сроки, установленные Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации". Расходы, связанные с проведением иных референдумов, - за счет средств, выделенных соответственно из бюджета субъекта РФ, местного бюджета на указанные цели. При этом за счет средств, выделенных комиссиям соответственно из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ или местного бюджета, до официального опубликования решения о назначении референдума производятся только расходы комиссий, связанные с проведением проверки подписей, собранных в поддержку инициативы проведения референдума.

5. Пункт 5 комментируемой статьи в части организации исполнения бюджета по расходам на оперативно-розыскную деятельность предписывает учитывать особенности, установленные в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" <1>. Необходимо иметь в виду, что одна из таких особенностей предусмотрена в п. 4 ст. 219 Кодекса для такого этапа исполнения бюджета по расходам, как подтверждение получателем бюджетных средств обязанности оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3349.

Как определено в ст. 1 названного Закона, оперативно-розыскная деятельность - это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то названным Законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, определен в ст. 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" (в ред. от 29 июня 2004 г. <1>): оперативные подразделения органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, таможенных органов, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы исполнения наказаний и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2711.

6. В пункте 6 комментируемой статьи предусмотрена возможность наделения главного распорядителя средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ функциями главного распорядителя средств соответствующего бюджета в отношении бюджетных учреждений, созданных в соответствии с федеральным законом, законом субъекта РФ, нормативным правовым актом Президента РФ, Правительства РФ или высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ.

7. В силу п. 7 комментируемой статьи положения Кодекса в части полномочий распорядителей и получателей средств федерального бюджета полностью распространяются на органы военного управления, объединения, соединения и воинские части.

Органом управления Вооруженными Силами РФ в соответствии с п. 2 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" <1>, является Минобороны России. Там же установлено, что Минобороны России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по оборонному заказу, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и Федерального агентства специального строительства.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3538.

8. В соответствии с п. 9 комментируемой статьи порядок расходования бюджетных ассигнований на реализацию специальных секретных программ устанавливает Президент РФ. Он же определяет и органы, уполномоченные осуществлять контроль за расходованием средств при реализации специальных секретных программ. Данные положения закреплены на основании общих положений п. 2 ст. 4 Закона РФ "О государственной тайне" о полномочиях Президента РФ в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты.

Итоги проверки расходования средств на специальные секретные программы согласно п. 9 комментируемой статьи могут быть представлены исключительно Президенту РФ, председателям палат Федерального Собрания и специальным комиссиям палат. Порядок рассмотрения председателями и специальными комиссиями палат Федерального Собрания таких материалов установлен Регламентом Государственной Думы и Регламентом Совета Федерации (см. комментарий к ст. 209 Кодекса).

Остались вопросы по ст 241 БК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 241 БК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.