Статья 213. Рассмотрение и утверждение федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете

1. Проект федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период рассматривается Государственной Думой во внеочередном порядке в течение 25 дней в трех чтениях.

2. При рассмотрении указанного законопроекта в первом чтении заслушиваются доклад Правительства Российской Федерации и доклад Счетной палаты Российской Федерации.

При рассмотрении в первом чтении указанного законопроекта Государственная Дума утверждает изменения основных характеристик федерального бюджета.

Увеличение утвержденного на текущий финансовый год общего объема расходов федерального бюджета не может превышать суммы увеличения прогнозируемого на текущий финансовый год общего объема доходов федерального бюджета (без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета, доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) и увеличения поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации, по сравнению с объемами, учтенными в составе утвержденных на текущий финансовый год общего объема доходов федерального бюджета и общего объема источников финансирования дефицита федерального бюджета соответственно.

Абзац утратил силу с 1 января 2013 года - Федеральный закон от 25 декабря 2012 года N 268-ФЗ :
абзац утратил силу с 1 января 2013 года - Федеральный закон от 25 декабря 2012 года N 268-ФЗ ;
абзац утратил силу с 1 января 2013 года - Федеральный закон от 25 декабря 2012 года N 268-ФЗ .

Абзац утратил силу с 1 января 2013 года - Федеральный закон от 25 декабря 2012 года N 268-ФЗ.

3. При рассмотрении указанного законопроекта во втором чтении утверждаются изменения положений и показателей, указанных в пункте 2 статьи 205 настоящего Кодекса.

4. При рассмотрении указанного законопроекта в третьем чтении утверждаются изменения ведомственной структуры расходов федерального бюджета.

В третьем чтении указанный законопроект выносится на голосование в целом.

5. Принятый Государственной Думой федеральный закон о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период рассматривается Советом Федерации в течение 14 дней после его представления Государственной Думой.

В случае отклонения Советом Федерации указанного федерального закона осуществляются согласительные процедуры в соответствии со статьей 208 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 213 Бюджетного Кодекса РФ

Статья 213 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает процедуру рассмотрения и утверждения федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.

Проект федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период вносится в Государственную Думу во внеочередном порядке и рассматривается в трех чтениях.

Порядок проведения внеочередного заседания Государственной Думы предусмотрен ст. 43 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденного Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД. Согласно данной статье внеочередные заседания Государственной Думы созываются Советом Государственной Думы, который назначает день внеочередного заседания палаты.

Для того чтобы проект федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период был оперативно рассмотрен и утвержден в Бюджетном кодексе Российской Федерации, предусмотрен сжатый срок его рассмотрения - в течение 25 дней. По истечении этого срока проект должен быть утвержден.

При этом Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает сроки для проведения всех этапов рассмотрения данного проекта федерального закона.

Для проведения первого чтения предусмотрен пятидневный срок. Первое чтение может быть назначено в любой день после внесения проекта федерального закона, но не позднее пяти дней после внесения указанного законопроекта в Государственную Думу. Однако, назначая дату первого чтения, необходимо учитывать, что у депутатов Государственной Думы и других субъектов законодательной инициативы должно быть время для ознакомления с проектом федерального закона о внесении изменений в федеральный бюджет на текущий финансовый год и плановый период. Следовательно, назначение рассмотрения такого проекта через день после его внесения представляется нецелесообразным.

Так же, как и в случае рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете, при рассмотрении законопроекта о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период заслушиваются доклады представителей соответствующих органов государственной власти. В данном случае заслушиваются доклад Правительства Российской Федерации и доклад Счетной палаты Российской Федерации о состоянии поступлений доходов и средств от заимствований в федеральный бюджет. Согласно ст. 56 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации продолжительность докладов, содокладов и заключительного слова устанавливается председательствующим на заседании Государственной Думы по согласованию с докладчиками и содокладчиками, но не должна превышать 15 минут для доклада, 10 минут для содоклада и 10 минут для заключительного слова.

В первом чтении рассматриваются и утверждаются изменения основных характеристик федерального бюджета, к которым относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета.

В случае увеличения общего объема доходов федерального бюджета в плановом периоде (за исключением нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений) указанное увеличение относится на:

- сокращение дефицита федерального бюджета в случае, если федеральный бюджет на очередной финансовый год и плановый период утвержден с дефицитом;

- соответствующее увеличение условно утвержденных расходов.

В соответствии со ст. 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации под условно утверждаемыми (утвержденными) расходами понимаются бюджетные ассигнования, не распределенные в плановом периоде по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов в ведомственной структуре расходов бюджета. Условно утверждаемые (утвержденные) расходы - это новое понятие в бюджетном законодательстве Российской Федерации, которое используется для целей урегулирования ситуации, когда требуется увеличение или уменьшение доходов федерального бюджета.

В случае сокращения общего объема доходов федерального бюджета в плановом периоде (за исключением нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений) объем условно утвержденных расходов подлежит соответствующему сокращению.

Срок проведения второго чтения проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, предусмотренный в ст. 213 Бюджетного кодекса Российской Федерации, составляет не более 15 дней со дня принятия указанного законопроекта в первом чтении. Для второго чтения отводится большее количество времени, чем для первого и третьего чтения. Это обусловлено тем, что во втором чтении детально рассматриваются многочисленные показатели федерального бюджета.

Во втором чтении рассматриваются и утверждаются изменения положений и показателей:

- приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее перечень главных администраторов доходов федерального бюджета;

- приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;

- бюджетные ассигнования (за исключением утвержденных в первом чтении условно утверждаемых (утвержденных) расходов) по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в пределах общего объема расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, утвержденных в первом чтении, в соответствии с п. 2 ст. 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

- приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее распределение между субъектами Российской Федерации межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год и плановый период;

- программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период (приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период);

- программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период);

- программа государственных внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период);

- программа государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период);

- программа государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте на очередной финансовый год и плановый период (приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период);

- приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период по долгосрочным целевым программам с указанием бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение указанных программ на очередной финансовый год и плановый период;

- текстовые статьи проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Третье чтение проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период должно состояться не позднее чем через пять дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.

При рассмотрении указанного законопроекта в третьем чтении утверждаются изменения ведомственной структуры расходов федерального бюджета в целом. Ведомственная структура расходов в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации представляет собой распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год главным распорядителям бюджетных средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации Российской Федерации.

Таким образом, исходя из норм ст. 213 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в первом чтении утверждается основная концепция проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный бюджет, а во втором и третьем чтениях рассматриваются изменения, касающиеся долговых обязательств, доходной и расходной части федерального бюджета, администраторов бюджета.

После рассмотрения в третьем чтении всех показателей, касающихся ведомственной структуры расходов федерального бюджета, законопроект выносится на голосование в целом. Рассмотрение законопроекта в целом означает утверждение его или неутверждение его в качестве федерального закона.

После утверждения проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период Государственная Дума представляет его в Совет Федерации. Это положение основывается на норме ст. 106 Конституции Российской Федерации, которая предусматривает, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета.

Законопроект о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период подлежит рассмотрению Советом Федерации в течение пяти дней после его представления Государственной Думой. Как видно, предусмотренный срок крайне мал, однако данная норма преследует цель скорейшего утверждения федерального закона о внесении изменений в федеральный бюджет на текущий финансовый год и плановый.

Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает, что в случае отклонения Советом Федерации указанного федерального закона осуществляются согласительные процедуры в соответствии со ст. 208 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает, что указанный федеральный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию.

Однако в Бюджетном кодексе Российской Федерации отсутствует аналогичная норма, касающаяся случая, если проект федерального закона о федеральном бюджете на текущий финансовый год не утвержден Государственной Думой. На этом основании можно предположить, что у Государственной Думы отсутствует право отклонить проект федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период. Однако такое право у Государственной Думы существует в силу ст. 125 Регламента Государственной Думы.

Другой комментарий к статье 213 БК РФ

1. Выше говорилось (см. комментарий к ст. 192 Кодекса), что Законом 2007 г. N 63-ФЗ в рамках проведения комплексной реформы бюджетного процесса установлена новая концепция законодательного регулирования порядка рассмотрения и утверждения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, направленная на упрощение этого порядка и его переориентацию на рассмотрение приоритетных направлений бюджетных расходов. Наряду с этим внесены изменения и в порядок внесения и рассмотрения изменений в федеральный бюджет, учитывающие изменения порядка рассмотрения самого федерального бюджета.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи проект федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период подлежит рассмотрению Государственной Думой во внеочередном порядке в течение 25 дней (ранее действовавшая редакция комментируемой статьи (т.е. до внесения изменений Законом 2007 г. N 63-ФЗ) устанавливала, что в течение 15 дней).

Проект федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете, как и сам федеральный закон о федеральном бюджете, рассматривается в трех чтениях.

2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает срок рассмотрения в первом чтении проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете: не позднее пяти дней со дня внесения законопроекта в Государственную Думу.

При рассмотрении законопроекта в первом чтении согласно п. 2 статьи заслушиваются доклад Правительства РФ и доклад Счетной палаты РФ о состоянии поступлений доходов и средств от заимствований в федеральный бюджет. Соответственно, заслушивание содокладов Комитета по бюджету и комитета-соисполнителя, ответственного за рассмотрение прогноза социально-экономического развития России на очередной финансовый год и плановый период (исходя из действующей структуры Государственной Думы - Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам и Комитета Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму, см. комментарий к ст. 195 Кодекса), не является обязательным, как это предусмотрено в ч. 1 ст. 201 Кодекса для рассмотрения в первом чтении проекта самого федерального закона о федеральном бюджете.

Пункт 2 комментируемой статьи по аналогии с предметом первого чтения проекта федерального закона о федеральном бюджете, определенным в ст. 199 Кодекса, указывает предмет рассмотрения в первом чтении проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете: изменение основных характеристик федерального бюджета. Перечень основных характеристик федерального бюджета определен в п. 2 ст. 199 Кодекса.

При этом непосредственно предусмотрено, что увеличение (сокращение) общего объема доходов федерального бюджета в плановом периоде (за исключением нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) относится на соответствующее увеличение (сокращение) условно утвержденных расходов. Если федеральный бюджет утвержден с дефицитом, то увеличение общего объема доходов федерального бюджета относится на сокращение дефицита федерального бюджета.

Под условно утверждаемыми (утвержденными) расходами согласно п. 5 ст. 184.1 Кодекса понимаются не распределенные в плановом периоде по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов в ведомственной структуре расходов бюджета бюджетные ассигнования. Как говорилось выше (см. комментарий к указанной статье), утверждение в бюджете условно утвержденных расходов позволяет создать резерв на случай непредвиденного сокращения доходов, который в случае подтверждения прогноза доходов может быть использован для принятия новых обязательств в очередном бюджетном цикле.

3. В пункте 3 комментируемой статьи установлен срок рассмотрения во втором чтении проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете: не позднее 15 дней со дня принятия законопроекта в первом чтении.

В части определения предмета второго чтения проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете п. 3 комментируемой статьи отсылает к п. 2 ст. 205 Кодекса, определяющему предмет рассмотрения проекта самого федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении.

4. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает срок рассмотрения в третьем чтении проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете: не позднее чем через пять дней со дня принятия законопроекта во втором чтении.

В пункте 4 комментируемой статьи по аналогии с предметом третьего чтения проекта федерального закона о федеральном бюджете, определенным в п. 1 ст. 207 Кодекса, указывается предмет рассмотрения в третьем чтении проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете: изменение ведомственной структуры расходов федерального бюджета в целом.

По аналогии с нормой п. 1 ст. 207 Кодекса, предусматривающей вынесение проекта федерального закона о федеральном бюджете для рассмотрения в третьем чтении на голосование в целом, в п. 4 комментируемой статьи установлено, что в третьем чтении проект федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете выносится на голосование в целом.

5. В силу п. "а" ст. 106 Конституции РФ принятый Государственной Думой федеральный закон о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (как и сам федеральный закон о федеральном бюджете) подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

В части 3 ст. 105 Конституции РФ установлено, что принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. В соответствии с п. 5 комментируемой статьи принятый Государственной Думой федеральный закон о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете рассматривается Советом Федерации в течение четырнадцати дней после его представления Государственной Думой. Исходя из толкования КС России норм ч. 4 ст. 105 и ст. 106 Конституции РФ, данного в Постановлении от 23 марта 1995 г. N 1-П (см. комментарий к ст. 208 Кодекса), если Совет Федерации в течение четырнадцати дней не завершит рассмотрения принятого Государственной Думой федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете, этот закон не считается одобренным и его рассмотрение продолжается на следующем заседании Совета Федерации до вынесения решения о его одобрении либо отклонении.

В случае если Совет Федерации отклонит принятый Государственной Думой федеральный закон о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете, то в соответствии с п. 5 комментируемой статьи подлежат применению те же согласительные процедуры, которые предусмотрены в ст. 208 Кодекса для случаев отклонения Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете.

В соответствии с ч. 1 ст. 107 Конституции РФ принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Согласно ч. 2 указанной конституционной статьи Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Как представляется, в случае отклонения Президентом РФ федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете подлежат применению те же согласительные процедуры, которые предусмотрены в ст. 210 Кодекса для случаев отклонения Президентом РФ федерального закона о федеральном бюджете.

Остались вопросы по ст 213 БК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 213 БК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.