Статья 212. Внесение изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период

1. Правительство Российской Федерации разрабатывает и представляет в Государственную Думу проекты федеральных законов о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период по всем вопросам, являющимся предметом правового регулирования указанного федерального закона.

Одновременно с проектом указанного федерального закона Правительством Российской Федерации представляются следующие документы и материалы:
ожидаемые итоги социально-экономического развития в текущем финансовом году и уточненный прогноз социально-экономического развития в плановом периоде;
сведения об исполнении федерального бюджета за истекший отчетный период текущего финансового года, в том числе по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов федерального бюджета;
оценка ожидаемого исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году;
информация о перераспределении бюджетных ассигнований между текущим финансовым годом и плановым периодом по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов федерального бюджета за истекший отчетный период текущего финансового года;

информация о перераспределении бюджетных ассигнований, зарезервированных в составе утвержденных бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов федерального бюджета за истекший отчетный период текущего финансового года;

пояснительная записка с обоснованием предлагаемых изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период;
данные о внесении изменений по объектам капитального строительства, вновь включаемым в федеральную адресную инвестиционную программу на текущий финансовый год и плановый период, с указанием сроков их строительства, сметной стоимости, наличия проектно-сметной документации с положительным заключением государственной экспертизы, положительным заключением о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, решений о предоставлении земельных участков под строительство.

2. Субъекты права законодательной инициативы в соответствии с Конституцией Российской Федерации могут вносить проекты федеральных законов о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период в части, изменяющей основные характеристики и ведомственную структуру расходов федерального бюджета в текущем финансовом году, в случае превышения утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период общего объема доходов без учета дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния более чем на 10 процентов при условии, что Правительство Российской Федерации не внесло в Государственную Думу соответствующий законопроект в течение 10 дней со дня рассмотрения Государственной Думой отчета об исполнении федерального бюджета за период, в котором получено указанное превышение.

3. В случае снижения в соответствии с ожидаемыми итогами социально-экономического развития Российской Федерации в текущем финансовом году прогнозируемого на текущий финансовый год общего объема доходов федерального бюджета (за исключением дополнительных нефтегазовых доходов и доходов от размещения средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) более чем на 15 процентов по сравнению с объемом указанных доходов, предусмотренным федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, положения указанного федерального закона в части, относящейся к плановому периоду, могут быть признаны утратившими силу.

При внесении в Государственную Думу проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, предусматривающего признание утратившими силу положений федерального закона о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период в части, относящейся к плановому периоду, уточненный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации в плановом периоде не представляется.

4. В случае наличия разногласий по вопросам, указанным в пункте 4 статьи 174.2 настоящего Кодекса, одновременно с проектом федерального закона о внесении изменений в федеральный бюджет на текущий финансовый год и плановый период Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу протокол разногласий.

Комментарий к статье 212 Бюджетного Кодекса РФ

Статья 212 Бюджетного кодекса Российской Федерации содержит правовые нормы, устанавливающие процедуру внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, предусматривает основания изменения показателей федерального бюджета на текущий год в случае, если возникла такая необходимость, и определяет также полномочия субъектов законодательной инициативы по внесению изменений в федеральный бюджет.

Как показывает практика, необходимость по внесению изменений в федеральный закон о федеральном бюджете возникает ежегодно. За последние десять лет в федеральный бюджет регулярно и неоднократно в течение года вносятся изменения.

В случае если возникла необходимость внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год, Правительство Российской Федерации разрабатывает и представляет в Государственную Думу проекты федеральных законов о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период по всем вопросам, являющимся предметом правового регулирования указанного федерального закона.

Из данной нормы следует, что изменению могут быть подвержены любые показатели федерального бюджета.

Как и при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете, при внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год одновременно с проектом вносится ряд документов, которые содержат сведения об исполнении федерального бюджета, об ожидаемых итогах социально-экономического развития, исполнения бюджета. Предлагаемые изменения в федеральный закон о федеральном бюджете должны быть обоснованы, что отражается в пояснительной записке к проекту федерального закона. Все эти сведения и документы позволяют Государственной Думе принять решение о необходимости внесения изменений в федеральный бюджет.

Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает закрытый перечень документов и материалов, которые должны быть представлены Правительством Российской Федерации одновременно с проектом указанного федерального закона на рассмотрение Государственной Думы.

К таким документам и материалам относятся:

- ожидаемые итоги социально-экономического развития в текущем финансовом году и уточненный прогноз социально-экономического развития в плановом периоде;

- сведения об исполнении федерального бюджета за истекший отчетный период текущего финансового года;

- оценка ожидаемого исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году;

- пояснительная записка с обоснованием предлагаемых изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

Кроме Правительства Российской Федерации субъекты права законодательной инициативы также вправе вносить проекты федеральных законов о внесении изменений в федеральный бюджет на текущий финансовый год, но в определенных случаях.

В частности, субъекты законодательной инициативы вправе вносить изменения в основные характеристики бюджета и ведомственную структуру расходов федерального бюджета.

Перечень субъектов права законодательной инициативы предусмотрен в ст. 104 Конституции Российской Федерации.

Субъекты права законодательной инициативы могут вносить проекты федеральных законов о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период при одновременном соблюдении трех условий:

- превышении утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период общего объема доходов без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений более чем на 10%;

- рассмотрении Государственной Думой отчета об исполнении федерального бюджета за период, в котором получено указанное превышение;

- отсутствии соответствующего законопроекта, внесенного Правительством Российской Федерации в течение 10 дней со дня рассмотрения Государственной Думой отчета об исполнении федерального бюджета за период, в котором получено указанное превышение.

Иные случаи для внесения субъектами законодательной инициативы проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете бюджетным законодательством Российской Федерации не предусмотрены.

Другой комментарий к статье 212 БК РФ

1. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. ст. 171 и 185 Кодекса), в п. "а" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ, а также в ст. 15 и ч. 10 ст. 36 Закона о Правительстве РФ закреплены полномочия Правительства РФ по разработке и представлению Государственной Думе федерального бюджета. В развитие данных норм в п. 1 комментируемой статьи установлено, что разработка и представление в Государственную Думу проектов федеральных законов о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период по всем вопросам, являющимся предметом правового регулирования указанного федерального закона, также относится к полномочиям Правительства РФ.

Пункт 1 комментируемой статьи также устанавливает исчерпывающий перечень документов и материалов, которые в обязательном порядке подлежат представлению Правительством РФ одновременно с проектом федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете. Следует отметить, что представление пояснительной записки к законопроекту, содержащей предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта, предусмотрено в п. "а" ч. 1 ст. 105 Регламента Государственной Думы в качестве обязательного документа, подлежащего представлению в Государственную Думу при внесении любого законопроекта.

2. В соответствии с п. 1 ст. 92 Кодекса дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета, который согласно п. 1 ст. 96.7 Кодекса представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году.

Как следует из п. 2 комментируемой статьи, в случае превышения утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период общего объема доходов без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния более чем на 10%, в указанный Закон должны быть внесены изменения в части, изменяющей основные характеристики и ведомственную структуру расходов федерального бюджета в текущем финансовом году.

Проект федерального закона о внесении таких изменений в федеральный закон о федеральном бюджете в Государственную Думу вносит Правительство РФ, уполномоченное в соответствии с п. 1 комментируемой статьи на внесение законопроектов о внесении любых изменений в федеральный закон о федеральном бюджете. Правительство РФ обязано внести законопроект в Государственную Думу в течение 10 дней со дня рассмотрения Государственной Думой отчета об исполнении федерального бюджета за период, в котором получено указанное в п. 2 статьи превышение.

В случае если Правительство РФ не внесет в установленный срок такой законопроект в Государственную Думу, то в соответствии с п. 2 комментируемой статьи правом на внесение таких законопроектов наделяются субъекты права законодательной инициативы (о субъектах права законодательной инициативы см. комментарий к ст. 195 Кодекса).

Остались вопросы по ст 212 БК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 212 БК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.