1. Секретные статьи федерального бюджета рассматриваются на закрытом заседании палат Федерального Собрания Российской Федерации. Материалы к секретным статьям федерального бюджета рассматриваются исключительно председателями палат Федерального Собрания Российской Федерации и специальными комиссиями палат.
2. Принятие специальных секретных программ и включение их в состав тех или иных расходов федерального бюджета осуществляется по представлению Президента Российской Федерации.
3. Пункт утратил силу с 28 апреля 2007 года - Федеральный закон от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ.
Комментарий к статье 209 Бюджетного Кодекса РФ
В ст. 209 БК РФ законодатель предусмотрел нормы, регламентирующие секретные статьи федерального бюджета.
В ст. 36 БК РФ установлено, что секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
В соответствии со статьей 8 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" <1>: степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений; устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно"; порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну; правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством РФ; использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.
--------------------------------
<1> РГ. N 182. 21 сентября 1993 г.
Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4775.
Секретные статьи согласно ст. 209 БК РФ рассматриваются на закрытом заседании палат Федерального Собрания Российской Федерации. Материалы к секретным статьям федерального бюджета рассматриваются исключительно председателями палат Федерального Собрания Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> См.: Порядок проведения закрытых заседаний Государственной Думы закреплен в ст. 37 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденного Постановлением Государственной Думы от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД // СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 801; Порядок проведения закрытых заседаний Совета Федерации закреплен в ст. 38 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденного Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 33-СФ // СЗ РФ. 2002. N 7. Ст. 635.
Принятие специальных секретных программ и включение их в состав тех или иных расходов федерального бюджета осуществляется по представлению Президента Российской Федерации.
Другой комментарий к статье 209 БК РФ
1. В статье 36 Кодекса, раскрывающей содержание такого принципа бюджетной системы РФ, как принцип прозрачности (открытости), установлено, что секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" <1>, в ст. 5 которого (в ред. от 11 ноября 2003 г. <2>) определен перечень сведений, составляющих государственную тайну, в том числе: в военной области; в области экономики, науки и техники; в области внешней политики и экономики; в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности (в рамках данного раздела установлено, что государственную тайну составляют сведения о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в России). Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне <3>. В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О государственной тайне" устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно". Там же установлено, что использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.
--------------------------------
<1> Российская газета. 1993. 21 сентября.
<2> СЗ РФ. 2003. N 46. Ч. 2. Ст. 4449.
<3> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4775.
Порядок проведения закрытых заседаний Государственной Думы определен в ст. 37 Регламента Государственной Думы, а порядок проведения закрытых заседаний Совета Федерации - в ст. 38 Регламента Совета Федерации, утвержденного Постановлением Совета Федерации РФ Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 33-СФ <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 7. Ст. 635.
2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи принятие специальных секретных программ и включение их в состав тех или иных расходов федерального бюджета осуществляется только по представлению Президента РФ, что основано на полномочиях Президента РФ в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты, установленных в п. 2 ст. 4 Закона РФ "О государственной тайне".
Порядок расходования бюджетных ассигнований на реализацию специальных секретных программ согласно п. 9 ст. 241 Кодекса также устанавливается Президентом РФ. Там же установлено, что контроль за расходованием средств при реализации специальных секретных программ осуществляют только органы, на которые это возложено Президентом РФ. Итоги проверки расходования средств на специальные секретные программы представляются исключительно Президенту РФ, председателям палат Федерального Собрания и специальным комиссиям палат.