Статья 169. Общие положения

1. Проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств.

2. Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
Проект бюджета субъекта Российской Федерации и проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов составляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с положениями настоящего Кодекса и принимаемыми с соблюдением его требований законами субъектов Российской Федерации.

Проект местного бюджета составляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, в соответствии с настоящим Кодексом и принимаемыми с соблюдением его требований муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

3. Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период.

4. Проект бюджета субъекта Российской Федерации и проекты территориальных государственных внебюджетных фондов составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период.

Проект бюджета муниципального района, проект бюджета городского округа, проект бюджета городского округа с внутригородским делением, проект бюджета внутригородского района составляются и утверждаются сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, если законом субъекта Российской Федерации, за исключением закона о бюджете субъекта Российской Федерации, не определен срок, на который составляются и утверждаются проекты бюджетов муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов.

Проект бюджета городского, сельского поселения составляется и утверждается сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с муниципальным правовым актом представительного органа городского, сельского поселения.

В случае, если проект местного бюджета составляется и утверждается на очередной финансовый год, местная администрация муниципального образования разрабатывает и утверждает среднесрочный финансовый план муниципального образования.

Комментарий к статье 169 Бюджетного Кодекса РФ

Проект бюджета согласно ст. 169 БК РФ составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального района (городского округа) разрабатывается на период не менее трех лет.

Прогноз социально-экономического развития поселений разрабатывается на очередной финансовый год и плановый период.

Виды муниципальных образований определены в ч. 1 ст. 2 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

В ч. 1 ст. 2 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2004 г. N 186-ФЗ) <1> также даны следующие виды муниципальных образований:

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 1. Ч. 1. Ст. 12.

- сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

- городское поселение - город или поселок, где местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

- муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которых местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

- городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных названным выше Федеральным законом вопросов местного значения поселения и муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

- внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Согласно ст. 6 БК РФ плановый период - два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом, очередной финансовый год - год, следующий за текущим финансовым годом, а текущий финансовый год - год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

В соответствии со ст. 169 БК РФ проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с положениями БК РФ.

Проект бюджета субъекта Российской Федерации и проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов составляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с положениями БК РФ и принимаемыми с соблюдением его требований законами субъектов Российской Федерации.

Проект местного бюджета составляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, в соответствии с БК РФ и принимаемыми с соблюдением его требований муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период.

Проект бюджета субъекта Российской Федерации и проекты территориальных государственных внебюджетных фондов (проекты местных бюджетов) составляются и утверждаются сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования), за исключением закона (решения) о бюджете.

В случае если проект бюджета субъекта Российской Федерации (проект бюджета муниципального района, проект бюджета городского округа) составляется и утверждается на очередной финансовый год, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (местная администрация муниципального района, городского округа) разрабатывает и утверждает среднесрочный финансовый план субъекта Российской Федерации (муниципального района, городского округа).

В случае если проект бюджета поселения составляется и утверждается на очередной финансовый год, муниципальным правовым актом представительного органа поселения могут быть предусмотрены разработка и утверждение среднесрочного финансового плана поселения.

Другой комментарий к статье 169 БК РФ

1. Согласно п. 1 комментируемой статьи проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития. В п. 2 ст. 172 Кодекса установлено, что составление проекта бюджета основывается также на Бюджетном послании Президента РФ и прогнозе социально-экономического развития.

В качестве цели составления проекта бюджета в п. 1 комментируемой статьи определено финансовое обеспечение расходных обязательств, под которыми согласно ст. 6 Кодекса понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (России, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

2. В соответствии с изменениями, внесенными Законом 2007 г. N 63-ФЗ, в п. 2 комментируемой статьи реализован принцип рамочного законодательного регулирования основ составления проекта бюджета с закреплением полномочий по установлению конкретного порядка составления бюджетов за исполнительными органами соответствующего уровня власти:

порядок составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов федеральных ГВБФ устанавливает Правительство РФ в соответствии с положениями Кодекса;

порядок составления проекта бюджета субъекта РФ и проектов бюджетов территориальных ГВБФ устанавливает высший исполнительный ОГВ субъекта РФ в соответствии с положениями Кодекса и принимаемыми с соблюдением его требований законами субъектов РФ;

порядок составления проекта местного бюджета устанавливает местная администрация муниципального образования в соответствии с Кодексом и принимаемыми с соблюдением его требований муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Требования к порядку и срокам составления проектов бюджетов установлены в ст. 184 Кодекса.

3. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает ежегодное составление и утверждение федерального бюджета и бюджетов федеральных ГВБФ на три года (очередной финансовый год и плановый период).

Данная норма является одной из существенных новаций Закона 2007 г. N 63-ФЗ, введенных в рамках решения поставленной в Бюджетном послании Президента РФ на 2007 г. задачи повышения роли среднесрочного финансового планирования. По мнению авторов проекта указанного Закона, составление и утверждение бюджетов на трехлетний период обеспечит преемственность и предсказуемость не только бюджетной, но и макроэкономической, налоговой и денежно-кредитной политики, будет способствовать повышению устойчивости бюджетной системы РФ, повысит обоснованность планирования бюджетных расходов, позволит заключать государственные контракты на три года или на весь срок реализации долгосрочных целевых программ (инвестиционных проектов) и др., что будет способствовать эффективному использованию бюджетных средств.

Как отмечалось в пояснительной записке к законопроекту, принятому в качестве Закона 2007 г. N 63-ФЗ, в основу бюджетного планирования предлагается положить широко известный в международной практике метод "скользящей трехлетки", при котором ранее утвержденные проектировки второго и третьего года трехлетнего периода становятся основой следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего года. При этом утверждение законом проектировок на второй и третий годы не означает запрета на их корректировку в следующем бюджетном цикле. Однако эти изменения не должны ухудшать положение главных распорядителей бюджетных средств и получателей межбюджетных трансфертов (см. комментарий к ст. 184.1 Кодекса). Таким образом, "скользящая трехлетка" обеспечивает, с одной стороны, стабильность и предсказуемость бюджетных проектировок и, с другой стороны, возможность их реагирования на меняющуюся ситуацию, реструктуризацию обязательств, реализацию новых приоритетов бюджетной политики.

4. Проект бюджета субъекта РФ и проекты бюджетов территориальных ГВБФ (проекты местных бюджетов) согласно п. 4 комментируемой статьи могут составляться и утверждаться как сроком на один год (на очередной финансовый год), так и сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период). Период бюджетного планирования - один год или три года - должен быть установлен законом субъекта РФ (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования), но не законом (решением) о бюджете.

При этом для случаев, когда проект бюджета субъекта РФ (проект бюджета муниципального района, проект бюджета городского округа) составляется и утверждается на очередной финансовый год, п. 4 комментируемой статьи устанавливает обязательность разработки и утверждения высшим исполнительным ОГВ субъекта РФ (местной администрацией муниципального района, городского округа) среднесрочного финансового плана субъекта РФ (муниципального района, городского округа). Разработка и утверждение среднесрочного финансового плана должны быть установлены законом субъекта РФ (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального района, городского округа).

Для случаев, когда на очередной финансовый год составляется и утверждается проект бюджета поселения, п. 4 статьи предусматривает лишь возможность установления обязательности разработки и утверждения среднесрочного финансового плана поселения. Разработка и утверждение среднесрочного финансового плана устанавливаются муниципальным правовым актом представительного органа поселения.

Порядок разработки и утверждения среднесрочного финансового плана субъекта РФ (муниципального образования) установлен в ст. 174 Кодекса.

Остались вопросы по ст 169 БК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 169 БК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.