Статья 158. Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств

1. Главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:
1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;
2) формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;
3) ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;
4) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;
5) составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;
6) вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;
7) вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;
8) определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями ;
9) формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания ;
10) обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;
11) подпункт утратил силу с 4 августа 2013 года - Федеральный закон от 23 июля 2013 года N 252-ФЗ ;
12) формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств;
12.1) отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств ;
13) осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

2. Распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:
1) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета;
2) распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;
3) вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи;
3.1) обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;
4) в случае и порядке, установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится.

3. Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию:
1) о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;
2) предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств .

4. Пункт утратил силу с 1 января 2008 года - Федеральный закон от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ.

5. Пункт утратил силу с 1 января 2008 года - Федеральный закон от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ.

6. Пункт утратил силу с 1 января 2008 года - Федеральный закон от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ.

7. Пункт утратил силу с 1 января 2008 года - Федеральный закон от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ.

8. Пункт утратил силу с 1 января 2008 года - Федеральный закон от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ.

9. Пункт утратил силу с 1 января 2008 года - Федеральный закон от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ.

10. Пункт утратил силу с 1 января 2008 года - Федеральный закон от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ.

11. Пункт утратил силу с 1 января 2008 года - Федеральный закон от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ.

Комментарий к статье 158 Бюджетного Кодекса РФ

Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

- обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;

- формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;

- ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;

- осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;

- составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

- вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;

- вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;

- определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений;

- формирует государственные (муниципальные) задания;

- обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных БК РФ, условий, установленных при их предоставлении;

- организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности;

- формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств;

- осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные БК РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Распорядитель бюджетных средств имеет право:

- осуществлять планирование соответствующих расходов бюджета;

- распределять бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

- вносить предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи;

- в случае и порядке, установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится.

В п. 3 ст. 158 БК РФ предусмотрено, что главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию:

- о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;

- предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

Пункты 4 - 11 данной статьи утратили силу. Новеллой БК РФ являются ст. 160.1 и 160.2, которые регламентируют бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета и главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета.

Статьи 159 - 160. Утратили силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.

Другой комментарий к статье 158 БК РФ

1 - 2. Пункт 1 комментируемой статьи определяет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств (главного распорядителя средств соответствующего бюджета), под которым согласно ст. 6 Кодекса понимается ОГВ (государственный орган), орган управления ГВБФ, ОМСУ, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

В соответствии с п. 2 ст. 21 Кодекса перечни главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджетов ГВБФ, местного бюджета должны устанавливаться в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о соответствующем бюджете, т.е. федеральными законами о федеральном бюджете, о бюджетах федеральных ГВБФ, законами субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, о бюджетах территориальных ГВБФ, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах.

Следует отметить, что наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, включены в число главных распорядителей бюджетных средств в соответствии с изменениями, внесенными Законом 2003 г. N 158-ФЗ.

Как отмечалось в пояснительной записке к проекту указанного Закона, практика финансирования указанных учреждений как главных распорядителей федерального бюджета имеет многолетнюю традицию, позволяет развивать их автономию и проводить самостоятельную научно-образовательную и культурную политику, привлекать, наряду с бюджетным финансированием, значительные внебюджетные средства для развития. Сохранение таких государственных бюджетных учреждений, как Российская академия наук, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Государственный Эрмитаж, Государственный академический Большой театр, в качестве главных распорядителей средств федерального бюджета позволит сохранить за ними статус объектов федерального значения, послужит основой для создания эффективного управления, позволит сохранить и приумножить уникальную научную, образовательную и культурную школы этих учреждений, без чего невозможно функционирование их как признанных международных научных, образовательных и культурных центров.

В Бюджетном послании Президента РФ на 2007 г. в качестве одной из задач бюджетной политики на 2007 г., а также в среднесрочной перспективе указывалось на необходимость дальнейшего расширения самостоятельности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств прежде всего путем разработки и внедрения методов и процедур оценки качества финансового менеджмента на ведомственном уровне, развития внутреннего аудита, укрепления финансовой дисциплины. По мнению авторов проекта Закона 2007 г. N 63-ФЗ, изложившего комментируемую статью в новой редакции, законодательное закрепление бюджетных полномочий главных распорядителей бюджетных средств в полной мере отвечает данной поставленной задаче, а также создает необходимые предпосылки для развития бюджетирования, ориентированного на результаты (БОР).

Перечень бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств, установленный в п. 1 комментируемой статьи, не является исчерпывающим. Согласно подп. 13 п. 1 комментируемой статьи главный распорядитель бюджетных средств осуществляет и иные бюджетные полномочия, установленные Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

В пункте 2 комментируемой статьи определены бюджетные полномочия распорядителя бюджетных средств (распорядителя средств соответствующего бюджета), которым согласно определению, данному в ст. 6 Кодекса, является ОГВ (государственный орган), орган управления ГВБФ, ОМСУ, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

В отличие от перечня бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств, установленного в п. 1 комментируемой статьи, перечень бюджетных полномочий распорядителя бюджетных средств сформулирован как закрытый. Однако при этом в подп. 4 п. 2 комментируемой статьи установлено, что распорядитель бюджетных средств в случае и порядке, установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится.

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 152 Кодекса), особенности бюджетных полномочий главных распорядителей бюджетных средств и распорядителей бюджетных средств наряду с Кодексом устанавливаются:

для федеральных ОГВ и государственных органов - принятыми в соответствии с Кодексом нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ;

для ОГВ субъектов РФ - принятыми в соответствии с Кодексом законами субъектов РФ. В установленных Кодексом и указанными законами субъектов РФ случаях особенности бюджетных полномочий таких участников бюджетного процесса могут быть установлены нормативными правовыми актами высших исполнительных ОГВ субъектов РФ;

для ОМСУ - принятыми в соответствии с Кодексом муниципальными правовыми актами представительных ОМСУ. В установленных Кодексом и указанными муниципальными правовыми актами случаях особенности бюджетных полномочий таких участников бюджетного процесса могут быть установлены муниципальными правовыми актами местных администраций.

3. Согласно ст. 1071 части второй ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны России, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 части первой ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. В указанной норме предусмотрено, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, ОМСУ, а также юридические лица и граждане.

Пункт 3 комментируемой статьи наделяет полномочиями на выступление в суде от имени России, субъекта РФ, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к соответствующему публично-правовому образованию главных распорядителей средств соответственно федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования. Обязанности главных распорядителей средств соответствующего бюджета, представлявших в суде интересы соответствующих публично-правовых образований, установлены в п. п. 2 - 4 ст. 242.2 Кодекса.

Пленум ВАС России в п. 1 Постановления от 22 июня 2006 г. N 23 предписал арбитражным судам при принятии исковых заявлений, указанных в п. 3 комментируемой статьи (до внесения изменений Законом 2007 г. N 63-ФЗ соответствующая норма содержалась в п. 10 комментируемой статьи), исходить из того, что указание истцом в исковом заявлении органа, не являющегося главным распорядителем бюджетных средств, не препятствует рассмотрению спора по существу. В данном случае суд при подготовке дела к судебному разбирательству должен выяснить, какой орган на основании комментируемой статьи как главный распорядитель бюджетных средств должен выступить в суде от имени публично-правового образования, и надлежащим образом известить его о времени и месте судебного разбирательства. Если государственный (муниципальный) орган, бывший главным распорядителем бюджетных средств в момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей своих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), то в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладавший необходимыми полномочиями в момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (если полномочия не переданы иному органу) - соответствующий финансовый орган публично-правового образования.

В соответствии с п. 5 ст. 161 Кодекса бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам. Однако там же установлено, что бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств. Данное положение основано на общей норме п. 2 ст. 120 части первой ГК РФ (в ред. от 3 ноября 2006 г.), согласно которой бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества (о субсидиарной ответственности см. комментарий к ст. 115 Кодекса).

Соответственно, п. 3 комментируемой статьи наделяет полномочиями на выступление в суде от имени России, субъекта РФ, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к соответствующему публично-правовому образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений, главных распорядителей средств соответствующего бюджета. Процедура исполнения судебных актов в случае удовлетворения судом заявления о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств соответствующего бюджета регламентирована положениями ст. ст. 242.3, 242.4 и 242.5 Кодекса.

Остались вопросы по ст 158 БК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 158 БК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.