Статья 157. Бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля

1. Бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля установлены настоящим Кодексом.

2. Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований также осуществляют бюджетные полномочия по:
аудиту эффективности, направленному на определение экономности и результативности использования бюджетных средств;
экспертизе проектов законов (решений) о бюджетах, иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе обоснованности показателей (параметров и характеристик) бюджетов;
экспертизе государственных (муниципальных) программ;
анализу и мониторингу бюджетного процесса, в том числе подготовке предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации;
подготовке предложений по совершенствованию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
другим вопросам, установленным Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".

3. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет анализ исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций). Органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), обязаны предоставлять информацию и документы, запрашиваемые Федеральной службой финансово-бюджетного надзора в целях осуществления указанного полномочия.

4. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), проводят анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств, не являющимися органами, указанными в пункте 2 статьи 265 настоящего Кодекса, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Главные администраторы средств федерального бюджета, главные администраторы средств бюджета субъекта Российской Федерации, главные администраторы средств местного бюджета, не являющиеся органами, указанными в пункте 2 статьи 265 настоящего Кодекса, обязаны предоставлять информацию и документы, запрашиваемые соответственно Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, органом государственного (муниципального) финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации), в целях осуществления полномочия по проведению анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

5. Бюджетные полномочия Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, осуществляются с соблюдением положений, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".

Комментарий к статье 157 Бюджетного Кодекса РФ

Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами, осуществляют:

- контроль за исполнением соответствующих бюджетов;

- готовят заключения на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов;

- проводят экспертизы проверки указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации.

Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местной администрацией, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Счетная палата РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора вправе проводить проверки бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Другой комментарий к статье 157 БК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи закреплены основные бюджетные полномочия органов государственного, муниципального финансового контроля, созданных законодательными (представительными) органами. Исходя из п. 2 ст. 265 Кодекса речь идет о Счетной палате РФ, контрольных палатах, иных органах законодательных (представительных) органов.

Бюджетные полномочия указанных органов реализуются по следующим направлениям:

осуществление контроля за исполнением соответствующих бюджетов;

подготовка заключений на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов;

проведение экспертизы проектов соответствующих бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства РФ.

В пункте 4 ст. 5 Закона об организации органов власти субъектов РФ (в ред. от 11 декабря 2002 г. <1>) в качестве одного из основных полномочий законодательного (представительного) ОГВ субъекта РФ закреплено осуществление наряду с другими уполномоченными на то органами контроля над исполнением бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных ГВБФ субъекта РФ.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 50. Ст. 4930.

Согласно ч. 1 ст. 38 Закона о местном самоуправлении контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля над исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля над соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. В части 2 указанной статьи предусмотрено, что контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования. В соответствии с ч. 3 этой же статьи результаты проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования, подлежат опубликованию (обнародованию). В части 4 ст. 38 Закона о местном самоуправлении закреплена обязанность органов и должностных лиц местного самоуправления представлять в контрольный орган муниципального образования по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции.

2. Пункт 2 комментируемой статьи определяет основные бюджетные полномочия органов государственного, муниципального финансового контроля, созданных ФОИВ, органами исполнительной власти субъектов РФ, местной администрацией.

С учетом нормы п. 1 ст. 266 Кодекса речь идет о Росфиннадзоре, Федеральном казначействе, финансовых органах субъектов РФ и муниципальных образований и уполномоченных ими органах. Указанные органы осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.

2.1. По общему правилу, закрепленному в п. 3 ст. 26.13 Закона об организации органов власти субъектов РФ (в ред. от 4 июля 2003 г.), контроль над исполнением бюджета субъекта РФ осуществляют органы государственной власти субъекта РФ самостоятельно, с соблюдением требований, установленных названным Законом и Кодексом, а также принятыми в соответствии с ними законами субъекта РФ.

Законом о местном самоуправлении также в качестве общих правил установлено, что осуществление контрольных полномочий:

федеральными ОГВ в отношении муниципальных образований и ОМСУ допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, названным Законом и другими федеральными законами (ч. 2 ст. 5);

ОГВ субъектов РФ в отношении муниципальных образований и ОМСУ допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, названным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ (ч. 2 ст. 6).

В рамках предусмотренных в этих правилах изъятий в п. 2.1 комментируемой статьи закреплено право:

Счетной палаты РФ и Росфиннадзора проводить проверки бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Право Росфиннадзора проводить финансовый контроль над исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета, в части указанных средств закреплено также в п. 1 ст. 268 Кодекса;

контрольных органов, созданных законодательными (представительными) органами субъектов РФ, финансовых органов субъектов РФ и (или) иных органов, уполномоченных органами исполнительной власти субъектов РФ, проводить проверки местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ.

3. В п. 3 комментируемой статьи установлены уровни нормативных правовых актов, которыми определяются полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля в зависимости от того, какими органами они созданы.

Так, полномочия органа государственного (муниципального) финансового контроля, созданного законодательным (представительным) органом, определяются законом (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования), что согласуется с п. 2 ст. 265 Кодекса. Статья 167.1 Кодекса, определяющая бюджетные полномочия Счетной палаты РФ, предусматривает, что Счетная палата РФ обладает бюджетными полномочиями, установленными Законом о Счетной палате РФ.

Полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся ФОИВ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами (должностными лицами) местных администраций, устанавливаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным ОГВ субъекта РФ, местной администрацией.

Согласно п. 2 ст. 266 Кодекса формы и порядок осуществления финансового контроля органами исполнительной власти, органами (должностными лицами) местных администраций муниципальных образований устанавливаются Кодексом, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальными правовыми актами ОМСУ.

Осуществление финансового контроля Федеральным казначейством регулируется положениями ст. 267 Кодекса, Росфиннадзором - ст. 268 Кодекса, контрольными и финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - ст. 270 Кодекса.

Бюджетные полномочия Федерального казначейства определены в ст. 166.1 Кодекса, бюджетные полномочия Росфиннадзора - в ст. 166.2 Кодекса.

4. Пункт 4 комментируемой статьи, устанавливая порядок осуществления проверок расходов Счетной палаты РФ за отчетный финансовый год, отсылает к Закону о Счетной палате РФ. Однако названный Закон содержит единственную норму, регламентирующую расходование средств на содержание Счетной палаты РФ: в ст. 30 этого Закона установлено, что средства на содержание Счетной палаты РФ предусматриваются в федеральном бюджете отдельной строкой. При этом порядок проведения проверок расходования таких средств не установлен.

Остались вопросы по ст 157 БК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 157 БК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.