Статья 142.2. Субсидии бюджету субъекта Российской Федерации из местных бюджетов

1. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление бюджету субъекта Российской Федерации субсидий из бюджетов городских, сельских поселений (внутригородских районов) и (или) муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением), в которых в отчетном финансовом году расчетные налоговые доходы местных бюджетов (без учета налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) превышали уровень, установленный законом субъекта Российской Федерации.

Указанный уровень не может быть установлен ниже 1,3-кратного среднего соответственно по городским, сельским поселениям (внутригородским районам) или муниципальным районам (городским округам с внутригородским делением) данного субъекта Российской Федерации уровня в расчете на одного жителя.

2. Порядок расчета и предоставления субсидий бюджету субъекта Российской Федерации из местных бюджетов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, устанавливается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса .

Субсидии из бюджетов городских, сельских поселений (внутригородских районов), перечисляемые в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей, учитываются в доходах бюджета субъекта Российской Федерации и в бюджетных ассигнованиях регионального фонда финансовой поддержки поселений (внутригородских районов).

В случае наделения представительных органов муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (внутригородских районов) указанные субсидии из бюджетов поселений (внутригородских районов), входящих в состав территорий муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением), учитываются в доходах и расходах бюджета субъекта Российской Федерации для распределения между бюджетами муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) в порядке, установленном абзацем вторым пункта 5 статьи 137 настоящего Кодекса.
Субсидии из бюджетов муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением), перечисляемые в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей, учитываются в доходах бюджета субъекта Российской Федерации и в бюджетных ассигнованиях регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением).

3. Объем субсидий, подлежащих перечислению из местных бюджетов в бюджет субъекта Российской Федерации, рассчитывается пропорционально превышению расчетных налоговых доходов уровня, установленного законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи .

Объем указанной субсидии для отдельного муниципального образования в расчете на одного жителя не может превышать 50 процентов разницы между расчетными налоговыми доходами местного бюджета (без учета доходов по дополнительным нормативам отчислений) в расчете на одного жителя и 1,3-кратным средним уровнем расчетных налоговых доходов в расчете на одного жителя в отчетном финансовом году.

Расчетные налоговые доходы муниципального образования в расчете на одного жителя после исключения межбюджетной субсидии, подлежащей перечислению в бюджет субъекта Российской Федерации, не могут быть ниже расчетных налоговых доходов в расчете на одного жителя иного муниципального образования, которое до исключения указанной межбюджетной субсидии имело более низкий уровень расчетных налоговых доходов в расчете на одного жителя .

4. Объем межбюджетных субсидий, подлежащих перечислению из местных бюджетов в бюджет субъекта Российской Федерации, утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации .

5. Межбюджетные субсидии, указанные в пункте 4 настоящей статьи, предусматриваются в местном бюджете в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации. В случае невыполнения представительным органом муниципального образования указанных требований и (или) невыполнения органами местного самоуправления решения представительного органа муниципального образования о бюджете муниципального образования в части перечисления межбюджетных субсидий в бюджет субъекта Российской Федерации сумма межбюджетных субсидий взыскивается за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет муниципального образования, в порядке, определяемом финансовым органом субъекта Российской Федерации с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.

Порядок предоставления субсидий из бюджетов внутригородских муниципальных образований бюджетам субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя определяется законами указанных субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.

Комментарий к статье 142.2 Бюджетного Кодекса РФ

Комментируемая статья закрепляет норму, являющуюся исключением из общего правила, которого придерживается законодатель при изложении порядка предоставления межбюджетных трансфертов.

Так, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление бюджету субъекта Российской Федерации субсидий из бюджетов поселений и (или) муниципальных районов (городских округов), в которых в отчетном финансовом году расчетные налоговые доходы местных бюджетов (без учета налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) превышали уровень, установленный законом субъекта Российской Федерации.

Закрепляя возможность достижения определенного уровня бюджетной обеспеченности, на наш взгляд, в рамках данной нормы законодателем признается возможность профицита местного бюджета, при условии которого и предполагается финансировать бюджет субъекта РФ.

Как отмечается в статье, указанный уровень не может быть установлен ниже двукратного среднего соответственно по поселениям или муниципальным районам (городским округам) данного субъекта Российской Федерации уровня в расчете на одного жителя.

Порядок, сроки зачисления и распределения предусматриваются в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.

Другой комментарий к статье 142.2 БК РФ

1 - 5. Выше говорилось (см. комментарий к ст. 137 Кодекса), что ст. 60 Закона о местном самоуправлении предусмотрено выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений. Согласно п. 1 указанной статьи выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений осуществляется путем предоставления дотаций из образуемого в составе расходов бюджета субъекта РФ регионального фонда финансовой поддержки поселений (РегФФПП) и образуемых в составе расходов бюджетов муниципальных районов районных фондов финансовой поддержки поселений (РайФФПП).

В части 5 ст. 60 Закона о местном самоуправлении установлено, что:

если уровень расчетной бюджетной обеспеченности поселения до выравнивания уровня расчетной бюджетной обеспеченности поселений в отчетном финансовом году в расчете на одного жителя в два и более раза превышал средний уровень по данному субъекту РФ, то законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год могут быть предусмотрены перечисление субвенций из бюджета данного поселения в РегФФПП либо при невыполнении муниципальным образованием требований указанного закона субъекта РФ о перечислении субвенций централизация части доходов от местных налогов и сборов и (или) снижение для данного поселения нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов до уровня, обеспечивающего поступление средств в РегФФПП в размере указанных субвенций;

порядок расчета уровня бюджетной обеспеченности поселений в отчетном финансовом году, определения размеров указанных субвенций, централизации части доходов от местных налогов и сборов и (или) снижения нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов устанавливается законом субъекта РФ в соответствии с требованиями Закона о местном самоуправлении и Кодекса;

указанный размер субвенции для отдельного поселения не может превышать 50% разницы между общими доходами бюджета поселения, учтенными при расчете уровня бюджетной обеспеченности поселения в отчетном финансовом году, и двукратным средним по субъекту РФ уровнем бюджетной обеспеченности поселений.

Согласно п. 9 ч. 4 ст. 83 Закона о местном самоуправлении (в ред. от 27 декабря 2005 г.) при формировании и утверждении проектов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на 2006 - 2008 гг. приведенные выше положения применяются с учетом следующих особенностей:

если уровень расчетных налоговых доходов бюджета поселения (без учета налоговых доходов по дополнительным (дифференцированным) нормативам отчислений) или уровень расчетной бюджетной обеспеченности поселения до выравнивания уровня расчетной бюджетной обеспеченности поселений в отчетном финансовом году в расчете на одного жителя в 1,3 и более раза превышал средний уровень по данному субъекту РФ, законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год могут быть предусмотрены перечисление субвенций из бюджета данного поселения в РегФФПП в порядке, едином для всех поселений, либо при невыполнении муниципальным образованием требований указанного закона субъекта РФ о перечислении субвенций централизация части доходов от местных налогов и сборов и (или) снижение для данного поселения нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, до уровня, обеспечивающего поступление средств в РегФФПП в размере указанных субвенций;

размер указанной субвенции для отдельного поселения в расчете на одного жителя не может превышать 50% разницы между расчетными налоговыми доходами бюджета поселения (без учета доходов по дополнительным (дифференцированным) нормативам отчислений) в расчете на одного жителя в последнем отчетном году (уровнем расчетной бюджетной обеспеченности) и средним по поселениям данного субъекта РФ уровнем, увеличенным в 1,3 раза, в расчете на одного жителя.

Выше также говорилось (см. комментарий к ст. 138 Кодекса), что выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений муниципальных районов (городских округов) предусмотрено ст. 61 Закона о местном самоуправлении, согласно п. 1 которой выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) осуществляется путем предоставления дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) (РФФПМР).

Как установлено в ч. 4 ст. 61 Закона о местном самоуправлении:

если уровень бюджетной обеспеченности муниципального района (городского округа) до выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) в отчетном финансовом году в расчете на одного жителя в два и более раза превышал средний уровень по данному субъекту РФ, законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год могут быть предусмотрены перечисление субвенций из бюджета данного муниципального района (городского округа) в РФФПМР либо при невыполнении муниципальным образованием требований указанного закона субъекта РФ о перечислении субвенций централизация части доходов от местных налогов и сборов и (или) снижение для данного муниципального района (городского округа) нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов до уровня, обеспечивающего поступление средств в РФФПМР в размере указанных субвенций;

порядок расчета уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) в отчетном финансовом году, определения размеров указанных субвенций и централизации части доходов от местных налогов и сборов и (или) снижения нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов устанавливается законом субъекта РФ в соответствии с требованиями Закона о местном самоуправлении и Кодекса;

указанный размер субвенции для отдельного муниципального района (городского округа) не может превышать 50% разницы между общими доходами бюджета муниципального района (городского округа), учтенными при расчете уровня бюджетной обеспеченности муниципального района (городского округа) в отчетном финансовом году, и двукратным средним по субъекту РФ уровнем бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).

В п. 4 ч. 5 ст. 83 Закона о местном самоуправлении (в ред. от 27 декабря 2005 г.) установлено, что при формировании и утверждении проектов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на 2006 - 2008 гг. приведенные выше положения применяются с учетом следующих особенностей:

если уровень расчетных налоговых доходов бюджета муниципального района или городского округа (без учета налоговых доходов по дополнительным (дифференцированным) нормативам отчислений) или уровень расчетной бюджетной обеспеченности муниципального района (городского округа) до выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) в отчетном финансовом году в расчете на одного жителя в 1,3 и более раза превышал средний уровень по данному субъекту РФ, то законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год могут быть предусмотрены перечисление субвенций из бюджета данного муниципального района (городского округа) в РФФПМР в порядке, едином для всех муниципальных районов (городских округов), либо, при невыполнении муниципальным образованием требований указанного закона субъекта РФ о перечислении субвенций, централизация части доходов от местных налогов и сборов и (или) снижение для данного муниципального района (городского округа) нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, до уровня, обеспечивающего поступление средств в РФФПМР в размере указанных субвенций;

размер указанной субвенции для отдельного муниципального района (городского округа) в расчете на одного жителя не может превышать 50% разницы между расчетными налоговыми доходами бюджета муниципального района или городского округа (без учета доходов по дополнительным (дифференцированным) нормативам отчислений) в расчете на одного жителя в последнем отчетном году (уровнем расчетной бюджетной обеспеченности) и средним по муниципальным районам (городским округам) данного субъекта РФ уровнем, увеличенным в 1,3 раза, в расчете на одного жителя.

В части 6.2 ст. 2 Закона 2004 г. N 120-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2005 г.) установлено, что при формировании и утверждении проектов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на 2006 - 2008 гг. комментируемая статья применяется с учетом следующих особенностей:

1) законом субъекта РФ может быть предусмотрено перечисление в бюджет субъекта РФ субвенций из бюджетов поселений или муниципальных районов (городских округов), в которых в отчетном году расчетные налоговые доходы местных бюджетов (без учета налоговых доходов по дополнительным (дифференцированным) нормативам отчислений) или уровень расчетной бюджетной обеспеченности поселений или муниципальных районов (городских округов) превышали уровень, установленный законом субъекта РФ;

2) уровень расчетных налоговых доходов местного бюджета в расчете на одного жителя в последнем отчетном году или уровень расчетной бюджетной обеспеченности, установленный законом субъекта РФ и применяемый при определении объема субвенций, подлежащих перечислению из местных бюджетов в бюджет субъекта РФ в соответствии с комментируемой статьей (в ред. от 20 августа 2004 г.), не может быть установлен ниже среднего соответственно по поселениям или муниципальным районам (городским округам) данного субъекта РФ уровня, увеличенного в 1,3 раза;

3) объем субвенций, подлежащих перечислению из местных бюджетов в бюджет субъекта РФ, рассчитывается пропорционально превышению расчетных налоговых доходов или расчетной бюджетной обеспеченности уровня, установленного законом субъекта РФ в соответствии с настоящей частью;

4) объем указанной субвенции для отдельного муниципального образования в расчете на одного жителя не может превышать 50% разницы между расчетными налоговыми доходами местного бюджета (без учета доходов по дополнительным (дифференцированным) нормативам отчислений) в расчете на одного жителя в последнем отчетном году (уровнем расчетной бюджетной обеспеченности) и средним соответственно по поселениям или муниципальным районам (городским округам) данного субъекта РФ уровнем, увеличенным в 1,3 раза, в расчете на одного жителя;

5) расчетные налоговые доходы муниципального образования в расчете на одного жителя или уровень расчетной бюджетной обеспеченности муниципального образования после исключения субвенции, подлежащей перечислению в бюджет субъекта РФ, не могут быть ниже расчетных налоговых доходов в расчете на одного жителя или уровня расчетной бюджетной обеспеченности иного муниципального образования, которое до исключения указанной субвенции имело более низкий уровень расчетных налоговых доходов в расчете на одного жителя или уровень расчетной бюджетной обеспеченности;

6) порядок расчета и перечисления субвенций, указанных в названной выше части, устанавливается законом субъекта РФ в соответствии с требованиями Кодекса и является единым для всех поселений или муниципальных районов (городских округов).

При применении приведенных положений необходимо учитывать, что они не учитывают редакционные поправки, внесенные в комментируемую статью Законом 2007 г. N 63-ФЗ. Прежде всего в ранее действовавшей редакции комментируемой статьи говорилось не о субсидиях, а о субвенциях из местных бюджетов бюджету субъекта РФ. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 6 Кодекса), понятие "субвенция" определяется теперь исключительно как бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету бюджетной системы РФ на исполнение расходных обязательств, возникающих в связи с реализацией переданных (делегированных) полномочий.

Кроме того, Законом 2007 г. N 63-ФЗ ограничена сфера применения понятия "фонды" указанием на их общую увязку с теми или иными видами межбюджетных трансфертов, чем исключено методически некорректное и допускающее неоднозначное толкование использование выражений "зачисление в фонд" или "предоставление межбюджетных трансфертов из фонда".

Остались вопросы по ст 142.2 БК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 142.2 БК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.