Статья 139. Субсидии местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации

1. Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Абзац утратил силу с 8 мая 2013 года - Федеральный закон от 7 мая 2013 года N 104-ФЗ.

2. В составе бюджета субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии местным бюджетам на выравнивание обеспеченности муниципальных образований по реализации ими их отдельных расходных обязательств.

3. Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает на срок не менее трех лет перечень расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации, целевые показатели результативности предоставления субсидий и их значения.

Выделение субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субсидий за счет средств резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не допускается.

4. Распределение субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями устанавливается законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Комментарий к статье 139 Бюджетного Кодекса РФ

Комментируемой статьей определяется понятие субсидий местным бюджетам и закрепляется правовое положение регионального фонда софинансирования расходов.

В рамках данной статьи закрепляются две формы предоставления субсидий:

1) субсидии, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения;

2) субсидии местным бюджетам на выравнивание обеспеченности муниципальных образований по реализации ими их отдельных расходных обязательств.

Под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <1>, законами субъектов Российской Федерации.

--------------------------------
<1> В редакции от 21.07.2005 // СЗ РФ. 28.08.1995. N 35. Ст. 3506.

Например, ст. 4 Устава муниципального образования Сосновоборского городского округа Ленинградской области в качестве вопросов местного значения определены: формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением бюджета городского округа; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа; расчет субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и организация предоставления субсидий гражданам, имеющим право на их получение в соответствии с жилищным законодательством, и др. <1>.

--------------------------------
<1> Информация получена с официального сайта в сети Интернет //www.sbor.ru/file/231.doc.

Статьей закрепляется общая цель предоставления субсидий - софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления

В частности, такого рода полномочия закрепляются как федеральными актами, например БК РФ, ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", так и законами субъектов РФ, договорами, заключаемыми с местными органами власти.

Другой комментарий к статье 139 БК РФ

1. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 6 Кодекса), в соответствии с изменениями, внесенными Законом 2007 г. N 63-ФЗ, общее понятие "субсидия" разделено на межбюджетные субсидии, субсидии автономным учреждениям, субсидии иным некоммерческим организациям, субсидии юридическим и физическим лицам, осуществляющим производство товаров, работ, услуг. Понятие субсидии как вида межбюджетного трансферта, предоставляемого из бюджетов субъектов РФ, определено в п. 1 комментируемой статьи: под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий ОМСУ по вопросам местного значения. Иначе говоря, субсидии из бюджета субъекта РФ предоставляются для софинансирования "собственных" полномочий ОМСУ. О возможности предоставления местным бюджетам из бюджета субъекта РФ субсидий для долевого финансирования расходов на решение отдельных вопросов местного значения говорится и в п. 1 ст. 26.14 Закона об организации органов власти субъектов РФ (в ред. от 4 июля 2003 г.). О вопросах местного значения см. комментарий к ст. 86 Кодекса.

Согласно п. 1 комментируемой статьи совокупность субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта РФ образует региональный фонд софинансирования расходов (РФСР).

В части 2 ст. 62 Закона о местном самоуправлении и ранее действовавшей (до внесения изменений Законом 2007 г. N 63-ФЗ) редакции п. 2 комментируемой статьи образование в составе бюджета субъекта РФ РФСР предусматривалось для целей предоставления местным бюджетам субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов местных бюджетов.

В части 1 ст. 62 Закона о местном самоуправлении и ранее действовавшей редакции п. 1 комментируемой статьи предусматривалось, что в целях предоставления местным бюджетам субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры муниципального значения в составе бюджета субъекта РФ может быть образован фонд муниципального развития субъекта РФ.

2. Пункт 2 комментируемой статьи допускает возможность предусмотреть в составе бюджета субъекта РФ субсидии местным бюджетам на выравнивание обеспеченности муниципальных образований в целях реализации ими их отдельных расходных обязательств, указанных в п. 1 статьи.

3. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи и ч. 2 ст. 62 Закона о местном самоуправлении цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта РФ, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта РФ и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ.

В пункте 3 комментируемой статьи также установлен запрет выделения субсидий из бюджета субъекта РФ местным бюджетам на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными указанными нормативными правовыми актами. Данный запрет не распространяется на предоставление субсидий за счет средств резервного фонда высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ (об указанном резервном фонде см. комментарий к ст. 81 Кодекса).

4. Согласно п. 4 комментируемой статьи распределение субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта РФ между муниципальными образованиями устанавливается законами субъектов РФ и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ.

Остались вопросы по ст 139 БК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 139 БК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.