Статья 130. Условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета

1. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 настоящего Кодекса, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

2. Субъекты Российской Федерации, являющиеся в очередном финансовом году получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, в том числе автономные округа, в состав которых входят муниципальные образования, являющиеся в очередном финансовом году получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований за счет бюджетов краев, областей, начиная с очередного финансового года не имеют права заключать указанные в статье 215.1 настоящего Кодекса соглашения о кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и бюджетов входящих в его состав муниципальных образований исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
3. Субъекты Российской Федерации, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе автономные округа, в состав которых входят муниципальные образования, являющиеся в очередном финансовом году получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований за счет бюджетов краев, областей, начиная с очередного финансового года не имеют права:
1) устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
2) превышать установленные Правительством Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и (или) содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. В субъектах Российской Федерации, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, начиная с очередного финансового года осуществляются следующие дополнительные меры к установленным пунктом 3 настоящей статьи мерам:
1) подписание и выполнение соглашений с Министерством финансов Российской Федерации о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации;
2) организация исполнения бюджета субъекта Российской Федерации с открытием и ведением лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям, получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации и главным администраторам (администраторам) источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в органах Федерального казначейства;
3) представление финансовым органом субъекта Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации в установленном им порядке документов и материалов, необходимых для подготовки заключения о соответствии требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации внесенного в законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации проекта бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;
4) проведение ежегодной проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации Счетной палатой Российской Федерации или в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора;
5) иные меры, установленные федеральными законами.

5. При несоблюдении органами государственной власти субъектов Российской Федерации условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации, а также при нарушении предельных значений, установленных пунктами 2 и 3 статьи 92.1 и статьей 107 настоящего Кодекса, и в случаях, предусмотренных главой 30 настоящего Кодекса, Министерство финансов Российской Федерации вправе принять решение о приостановлении (сокращении) в установленном им порядке предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) соответствующим бюджетам субъектов Российской Федерации до приведения в соответствие с требованиями настоящей статьи положений, обуславливающих условия предоставления межбюджетных трансфертов.
Перечень субъектов Российской Федерации, указанных в пунктах 2-4 настоящей статьи, пункте 2 статьи 236 настоящего Кодекса, а также субъектов Российской Федерации, не являющихся в очередном финансовом году получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утверждается Министерством финансов Российской Федерации не позднее 15 ноября текущего финансового года.

6. Операции с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми из федерального бюджета в форме субвенций и межбюджетных субсидий в рамках исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации .

7. Бюджетам субъектов Российской Федерации могут предоставляться межбюджетные трансферты для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам отдельных муниципальных образований в случаях и порядке, установленных федеральными законами .
8. В случае, если не позднее 1 октября текущего финансового года законом субъекта Российской Федерации принято решение об отказе, полностью или частично, от получения в очередном финансовом году дотаций из федерального бюджета, ограничения и меры, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами, в очередном финансовом году в отношении данного субъекта Российской Федерации применяются исходя из расчетного сокращения доли дотаций из федерального бюджета в собственных доходах консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, определенного им путем отнесения к одному или распределения между несколькими из трех последних финансовых лет общей величины уменьшаемых дотаций в очередном финансовом году.

9. Проекты нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, распределение которых между бюджетами субъектов Российской Федерации не утверждено федеральным законом о федеральном бюджете, направляются в Совет Федерации и в Государственную Думу с расчетами распределения межбюджетных трансфертов в соответствии с проектом соответствующих правил.

По решению Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам и (или) решению Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам и (или) соответствующих комитетов Государственной Думы и (или) Совета Федерации, принятым в срок, не превышающий пяти рабочих дней после получения проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, указанные проекты до их рассмотрения Правительством Российской Федерации подлежат рассмотрению в срок, не превышающий десяти рабочих дней после получения соответствующих проектов, трехсторонней комиссией по вопросам межбюджетных отношений (далее - трехсторонняя комиссия).

Трехсторонняя комиссия является совещательным органом, включающим депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации и представителей Правительства Российской Федерации.

Представители Государственной Думы (до 40 человек) и Совета Федерации (до 40 человек) в трехсторонней комиссии утверждаются на срок, не превышающий двух лет, соответственно постановлением Государственной Думы и постановлением Совета Федерации. Заместитель Председателя Государственной Думы, председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам и его заместители, заместитель Председателя Совета Федерации, председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам и его заместители включаются в число представителей Государственной Думы и Совета Федерации в трехсторонней комиссии на весь срок осуществления ими полномочий депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Сопредседатели трехсторонней комиссии от Государственной Думы и от Совета Федерации утверждаются соответственно постановлением Государственной Думы и постановлением Совета Федерации.

Представители Правительства Российской Федерации (до 15 человек) и сопредседатель трехсторонней комиссии от Правительства Российской Федерации утверждаются распоряжением Правительства Российской Федерации.

Решения трехсторонней комиссии носят рекомендательный характер и принимаются при условии их поддержки представителями Государственной Думы и Совета Федерации (простым большинством голосов) и Правительства Российской Федерации (решением сопредседателя трехсторонней комиссии от Правительства Российской Федерации либо представителя Правительства Российской Федерации, исполняющего его полномочия).

10. Распределение межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в целях осуществления единовременных денежных выплат, установленных федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, после подтверждения уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации потребности в таких межбюджетных трансфертах, осуществляется на основании заявок, представляемых указанными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Комментарий к статье 130 Бюджетного Кодекса РФ

Указанной статьей определяется перечень требований, предъявляемых в отношении трансфертов за счет средств федерального бюджета как бюджетами субъектов РФ, так и муниципальными образованиями.

Так, например, устанавливается обязательность соблюдения налогового законодательства и бюджетного законодательства.

По сравнению с ранее действовавшей редакцией БК РФ <1> вводится ряд совершенно новых требований:

--------------------------------
<1> Бюджетный кодекс РФ (в редакции от 30.12.2006) // СЗ РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3823.

1) при превышении доли межбюджетных трансфертов в бюджете субъекта РФ 20% от общего объема, ограничивается возможность субъекта РФ на принятие новых расходных обязательств (в ранее действовавшей редакции данное условие отсутствовало);

2) ужесточаются требования, направленные на усиление финансовой дисциплины и более тщательное планирование расходов.

В частности, при объеме межбюджетных трансфертов, превышающем 60% от собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, необходимо соблюдать дополнительные условия, связанные с исполнением бюджета субъекта только лишь органами федерального Казначейства (ранее такое предусматривалось в случае, если размер трансфертов превышает 50% от объема собственных доходов);

3) новеллой комментируемой статьи является то обстоятельство, что при осуществлении финансового контроля за расходованием средств федерального бюджета закрепляется возможность проведения внешней проверки не только Счетной палатой РФ, но и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.

Как справедливо отмечает С.В. Степашин, данная служба "фактически наделена полномочиями органа внешнего финансового контроля наряду со Счетной палатой РФ, что нарушает конституционный принцип разделения властей" <1>.

--------------------------------
<1> См.: Степашин С.В. Новая редакция Бюджетного кодекса: достоинства и недостатки // Журнал российского права. 2007. N 3.

В рамках п. 7 комментируемой статьи законодателем закрепляется также одна из форм трансфертов, которую, по нашему мнению, следует отнести к "иным межбюджетным трансфертам" (см. ст. 132.1) - подразумевается возможность предоставления средств в виде трансфертов бюджетам субъектов РФ с последующей их передачей бюджетам отдельных муниципальных образований.

Полагаем также, что федеральными законами и принятыми в соответствии с иными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации могут быть установлены иные формы и дополнительные условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

В качестве иллюстрации можно привести дополнительные условия, устанавливаемые при предоставлении трансфертов закрытым административно-территориальным образованиям (ЗАТО).

Выделение межбюджетных трансфертов бюджетам ЗАТО осуществляется с учетом их особенностей, установленных Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" <1>.

--------------------------------
<1> Закон РФ от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" // РГ. N 190. 26.08.1992.

В части предоставления межбюджетных трансфертов указано на то обстоятельство, что межбюджетные трансферты им выделяются с учетом финансирования дополнительных расходов, связанных с особым режимом безопасного функционирования (п. 2 ст. 5.1 Закона).

Объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам закрытых административно-территориальных образований утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год <1>.

--------------------------------
<1> Пример: ст. 46 ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" // СЗ РФ. 25.12.2006. N 52 (ч. 2). Ст. 5504.

Дополнительные расходы и (или) потери бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанные с их статусом, компенсируются за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ <1>.

--------------------------------
<1> См.: Правила компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования. Утв. Постановлением Правительства РФ от 18.04.2005 N 232 // СЗ РФ. 25.04.2005. N 17. Ст. 1565.

Указанные дополнительные средства не учитываются при распределении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Другой комментарий к статье 130 БК РФ

1. Комментируемая статья закрепляет условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

В качестве общего обязательного условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета независимо от формы этих трансфертов в п. 1 комментируемой статьи установлено соблюдение ОГВ субъектов РФ бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах. Данное условие не распространяется на предоставление субвенций.

2 - 4. В соответствии с изменениями, внесенными Законом 2007 г. N 63-ФЗ в целях внедрения принципов прозрачности региональных и муниципальных финансов, требующих в соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ на 2007 г. практической реализации, введены дополнительные условия предоставления межбюджетных трансфертов для дотационных и высокодотационных субъектов РФ и муниципальных образований в зависимости от доли межбюджетных трансфертов (за исключением средств, передаваемых на исполнение делегируемых полномочий) в объеме собственных доходов субъектов РФ и муниципальных образований, направленных на повышение финансовой дисциплины и повышение качества управления региональными (муниципальными) финансами.

Так, субъекты РФ, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов в собственных доходах превышает 5%, согласно п. 2 комментируемой статьи не вправе заключать предусмотренные ст. 215.1 Кодекса соглашения о кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных ГВБФ и бюджетов входящих в его состав муниципальных образований исполнительным ОГВ субъекта РФ.

К субъектам РФ, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов в собственных доходах превышает 20%, в соответствии с п. 3 статьи применяются дополнительные ограничения по установлению расходных обязательств и объему расходов на оплату труда государственных служащих и (или) содержание органов власти.

Пунктом 4 комментируемой статьи установлены дополнительные требования для высокодотационных субъектов РФ (с долей в бюджетах межбюджетных трансфертов, превышающей соответственно 60% собственных доходов), в том числе требование подписания соглашений с Минфином России о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта РФ.

Правила заключения соглашений между Министерством финансов Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации, а также осуществления контроля над их исполнением утверждены Постановлением Правительства России от 21 марта 2005 г. N 149 <1>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 13. Ст. 1176.

Приказом Минфина России от 13 ноября 2006 г. N 447 утверждена примерная форма Соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации, а также осуществления контроля за их исполнением <1>.

--------------------------------
<1> СПС "КП".

5. Пункт 5 комментируемой статьи предоставляет Минфину России право при несоблюдении ОГВ субъектов РФ условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, определенных бюджетным законодательством РФ, принять решение о приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) соответствующим бюджетам субъектов РФ до приведения в соответствие с требованиями комментируемой статьи положений, обусловливающих условия предоставления межбюджетных трансфертов.

Данное право может быть реализовано Минфином России и при нарушении предельных значений дефицита бюджета субъекта РФ, установленных ст. 92.1 Кодекса, или предельных значений объема государственного долга субъекта РФ, установленных ст. 107 Кодекса.

Порядок приостановления (сокращения) предоставления в указанных случаях межбюджетных трансфертов устанавливает Минфин России.

6. В пункте 6 комментируемой статьи определено, какими нормативными правовыми актами устанавливается порядок осуществления в рамках исполнения бюджетов субъектов РФ операций с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми из федерального бюджета в форме субвенций и межбюджетных субсидий: федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ.

7. Пункт 7 комментируемой статьи предусматривает возможность предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам отдельных муниципальных образований. Случаи и порядок предоставления таких межбюджетных трансфертов устанавливаются федеральными законами.

Следует отметить, что в п. 6 комментируемой статьи в ранее действовавшей редакции (до внесения изменений Законом 2007 г. N 63-ФЗ) прямо предусматривалось, что межбюджетные трансферты бюджетам закрытых административных территориальных образований (ЗАТО) предоставляются с учетом особенностей, установленных Законом РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административном территориальном образовании" <1>.

--------------------------------
<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1915; СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.

В пункте 2 ст. 5.1 названного Закона (в ред. от 22 августа 2004 г. <1>) установлены следующие особенности предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам ЗАТО:

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.

межбюджетные трансферты бюджетам ЗАТО из федерального бюджета выделяются с учетом финансирования дополнительных расходов, связанных с особым режимом безопасного функционирования ЗАТО;

дополнительные расходы и (или) потери бюджетов ЗАТО, связанные с их статусом, компенсируются из федерального бюджета в порядке, устанавливаемом Правительством РФ;

указанные дополнительные средства не учитываются при распределении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;

объемы и формы межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам ЗАТО утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Постановлением Правительства России от 18 апреля 2005 г. N 232 (в ред. Постановления Правительства РФ от 2 июня 2006 г. N 346) утверждены Правила компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования <1>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 17. Ст. 1565; 2006. N 24. Ст. 2600.

8. В пункте 8 комментируемой статьи установлен особый порядок применения ограничений и мер, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, в отношении субъекта РФ, законом которого не позднее 1 июля текущего финансового года принято решение об отказе, полностью или частично, от получения в очередном финансовом году межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением средств, передаваемых на исполнение делегируемых полномочий).

В этом случае ограничения и меры в очередном финансовом году применяются исходя из расчетного сокращения доли межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в собственных доходах консолидированного бюджета субъекта РФ, определенного им путем отнесения к одному или распределения между несколькими из трех последних финансовых лет общей величины уменьшаемых межбюджетных трансфертов в очередном финансовом году.

Остались вопросы по ст 130 БК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 130 БК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.