Уступка прав требования по внешним долговым требованиям Российской Федерации к иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам может быть осуществлена Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации .
Комментарий к статье 128 Бюджетного Кодекса РФ
Статья и ее название представлены в новой редакции.
В новой редакции ст. 128 БК РФ содержится указание на изменение порядка осуществления уступки соответствующих прав. При этом уточнены полномочия Правительства РФ, которому предоставляется это право.
Завершая обзор глав 14 и 15 БК РФ, посвященных государственному и муниципальному кредиту, можно констатировать, что новая редакция БК РФ содержит, в частности, следующие новации.
Уточнены отдельные понятия в области государственного кредита (в частности, из определения заимствований исключены гарантии).
Установлены новые ограничения на предельные размеры долга и на расходы по их обслуживанию для субъектов РФ и муниципальных образований.
Урегулированы отношения в области внешнего долга субъектов Российской Федерации.
Уточнены полномочия органов исполнительной власти Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в сфере государственного и муниципального кредита. В частности, детализированы полномочия финансовых органов.
Введены нормы, устанавливающие необходимость отражения гарантий в отдельных программах, а также уточнены источники их исполнения.
В связи с тем, что содержание категории "кредит" (в том числе государственный и муниципальный) представляет собой систему, состоящую из двух блоков отношений, а именно, во-первых, из отношений, возникающих в связи с привлечением, и, во-вторых, в связи с предоставлением государством свободных денежных средств, в новой редакции БК РФ изменено название главы 15.
Другой комментарий к статье 128 БК РФ
Комментируемая статья регламентирует процедуру уступки прав требований по внешним долговым требованиям России к иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам: уступка таких прав требования осуществляется Правительством РФ.
В части порядка осуществления Правительством РФ уступки таких прав требований статья содержит бланкетную отсылку к законодательству РФ. В ранее действовавшей редакции комментируемой статьи (т.е. до внесения изменений Законом 2007 г. N 63-ФЗ) говорилось о специальном федеральном законе и о положениях о соответствующей уступке прав требований, содержащихся в федеральном законе о федеральном бюджете.
В отношении гражданско-правового регулирования в рамках международного частного права следует отметить, что согласно п. 1 ст. 1216 части третьей ГК РФ право, подлежащее применению к соглашению между первоначальным и новым кредиторами об уступке требования, определяется в соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 1211 ГК РФ, а именно:
при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан (п. 1);
правом страны, с которой договор наиболее тесно связан, считается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, право страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора (п. 2).
В пункте 2 ст. 1216 ГК РФ установлено, что допустимость уступки требования, отношения между новым кредитором и должником, условия, при которых это требование может быть предъявлено к должнику новым кредитором, а также вопрос о надлежащем исполнении обязательства должником определяется по праву, подлежащему применению к требованию, являющемуся предметом уступки.
Комментируемая статья предусматривает возможность уступки прав требований по долговым обязательствам иностранных государств перед Российской Федерацией, а также определяет основания такой уступки. В частности, уступка прав требований по долговым обязательствам иностранных государств перед Российской Федерацией осуществляется в соответствии:
либо со специальным федеральным законом;
либо с положением об уступке прав требований, содержащимся в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год.