1. Поступления в бюджет средств от заимствований учитываются в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета путем увеличения объема источников финансирования дефицита соответствующего бюджета .
2. Все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт (или разницу между ценой размещения и ценой погашения (выкупа) по государственным или муниципальным ценным бумагам), учитываются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга .
Поступления в бюджет от размещения государственных или муниципальных ценных бумаг в сумме, превышающей номинальную стоимость, поступления в бюджет, полученные в качестве накопленного купонного дохода, а также разница, возникшая в случае выкупа ценных бумаг по цене ниже цены размещения, относятся на уменьшение расходов на обслуживание государственного или муниципального долга в текущем финансовом году .
3. Погашение основной суммы долга Российской Федерации, долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга, возникшего из государственных или муниципальных заимствований, учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета путем уменьшения объема источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.
4. При исполнении обязательств по государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации, предусматривающим в соответствии с условиями их выпуска передачу кредиторам иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента, размер государственного долга Российской Федерации уменьшается на величину основного долга (рассчитанную в денежном выражении) по погашаемым таким образом обязательствам.
Исполнение обязательств по указанным государственным ценным бумагам Российской Федерации учитывается в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
5. Пункт утратил силу с 1 января 2008 года - Федеральный закон от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ.
Комментарий к статье 113 Бюджетного Кодекса РФ
Поскольку, как отмечалось ранее, государственный и муниципальный кредит используются как инструмент привлечения дополнительных ресурсов в целях погашения бюджетного дефицита, поступление названных средств учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета, что способствует увеличению их объема. В свою очередь, расходы на обслуживание долговых обязательств учитываются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.
Другой комментарий к статье 113 БК РФ
1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает правила отражения в бюджетах поступлений средств от заимствований: суммы поступлений учитываются в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета; на суммы данных поступлений увеличиваются объемы источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.
2. В пункте 2 комментируемой статьи установлены правила отражения в бюджетах расходов на обслуживание долговых обязательств. Как определено в п. 1 ст. 119 Кодекса, под обслуживанием государственного (муниципального) долга понимаются операции по выплате доходов по государственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета.
Соответственно, все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт (или разницу между ценой размещения и ценой погашения (выкупа) по государственным или муниципальным ценным бумагам), учитываются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.
На уменьшение расходов на обслуживание государственного или муниципального долга в текущем финансовом году относятся:
поступления в бюджет от размещения государственных или муниципальных ценных бумаг в сумме, превышающей номинальную стоимость;
поступления в бюджет, полученные в качестве накопленного купонного дохода;
разница, возникшая в случае выкупа ценных бумаг по цене ниже цены размещения.
3. В соответствии с правилами п. 3 комментируемой статьи в бюджетах отражается погашение основной суммы долга России, долга субъекта РФ, муниципального долга, возникшего из государственных или муниципальных заимствований: погашение суммы долга подлежит учету в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета; на сумму погашения подлежит уменьшению объем источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.
Необходимо иметь в виду, что согласно п. 3 ст. 98.1, п. 3 ст. 99.1 и п. 3 ст. 100.1 Кодекса списание с государственного внутреннего долга России, субъекта РФ, муниципального долга осуществляется посредством уменьшения объема соответствующего долга по видам списываемых долговых обязательств на сумму их списания без отражения сумм списания в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета.
4. Пункт 4 комментируемой статьи определяет особенности отражения в федеральном бюджете исполнения обязательств по государственным ценным бумагам, выпущенным от имени России, предусматривающим в соответствии с условиями их выпуска передачу кредиторам иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента: при исполнении таких обязательств размер государственного долга России уменьшается на величину основного долга (рассчитанную в денежном выражении) по погашаемым таким образом обязательствам. В остальном при исполнении обязательств по таким государственным ценным бумагам применяются общие правила, предусмотренные п. п. 2 и 3 комментируемой статьи.
Следует отметить, что в соответствии с изменениями, внесенными Законом 2007 г. N 63-ФЗ, из комментируемой статьи исключено упоминание о государственных ценных бумагах субъектов РФ и муниципальных ценных бумагах, предусматривающих в соответствии с условиями их выпуска передачу кредиторам иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента. Данное изменение представляется не вполне понятным, т.к. Закон о государственных и муниципальных ценных бумагах предусматривает возможность выпуска субъектами РФ и муниципальными образованиями таких ценных бумаг.