Статья 100. Структура муниципального долга, виды и срочность муниципальных долговых обязательств

1. Структура муниципального долга представляет собой группировку муниципальных долговых обязательств по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств.

2. Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в виде обязательств по:
1) ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);
2) бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
3) кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;
4) гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).

Долговые обязательства муниципального образования не могут существовать в иных видах, за исключением предусмотренных настоящим пунктом.

3. В объем муниципального долга включаются:
1) номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;
2) объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет;
3) объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;
4) объем обязательств по муниципальным гарантиям;
5) объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств муниципального образования.

4. Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 10 лет включительно).

Комментарий к статье 100 Бюджетного Кодекса РФ

В прежней редакции Кодекса давалось определение муниципального долга. В новой редакции устанавливается его структура, представляющая собой группировку муниципальных долговых обязательств, исчерпывающий перечень которых определен в этой статье.

Определяется порядок формирования объема муниципального долга, из чего следует, что он может быть только внутренним по своему характеру.

Другой комментарий к статье 100 БК РФ

1. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 19 Кодекса), ранее действовавшая бюджетная классификация РФ (т.е. до внесения в Кодекс изменений Законом 2007 г. N 63-ФЗ) включала классификацию видов государственных внутренних долгов России, субъектов РФ, муниципальных образований. Указанная классификация исключена из состава бюджетной классификации РФ. Соответственно, Законом 2007 г. N 63-ФЗ внесены изменения в комментируемую статью, которая ранее предусматривала лишь формы муниципального долга. В действующей редакции п. 1 комментируемой статьи воспроизведена норма, ранее содержавшаяся в ст. 8 Закона о бюджетной классификации применительно к классификации видов муниципальных долгов.

2 - 3. Муниципальный долг возникает прежде всего в результате муниципальных заимствований, под которыми согласно п. 7 ст. 103 Кодекса понимаются муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями Кодекса в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства.

Другой составляющей частью муниципального долга являются долговые обязательства по муниципальным гарантиям, предоставленным Россией. Из общего определения понятия "государственная или муниципальная гарантия", данного в ст. 6 Кодекса, следует, что муниципальная гарантия - это вид долгового обязательства, в силу которого муниципальное образование (гарант) обязано при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств местного бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром. Необходимо иметь в виду, что в соответствии с изменениями, внесенными Законом 2007 г. N 63-ФЗ, государственные (муниципальные) гарантии исключены из определения заимствований ввиду их разной экономической сути.

Соответственно в п. 2 комментируемой статьи указаны непосредственно формы муниципальных долговых обязательств, предопределенные понятием муниципального долга и понятием муниципальных заимствований. При этом прямо установлено, что долговые обязательства муниципального образования в иных видах существовать не могут.

Ранее классификация видов муниципального долга была утверждена приложением 9 к Закону о бюджетной классификации (см. комментарий к ст. 98 Кодекса).

4. Пункт 4 комментируемой статьи определяет виды долговых обязательств муниципального образования в зависимости от срока, на который они приняты:

краткосрочные - на срок менее одного года;

среднесрочные - на срок от одного года до пяти лет;

долгосрочные - на срок от пяти до 10 лет включительно.

Аналогичная группировка установлена в п. 3 ст. 98 Кодекса в отношении долговых обязательств России и в п. 6 ст. 99 Кодекса в отношении долговых обязательств субъекта РФ. Исключение составляет лишь верхний предел долгосрочных долговых обязательств России и субъекта РФ - 30 лет.

Остались вопросы по ст 100 БК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 100 БК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.