Дефицит федерального бюджета утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и определяется как разница между общим объемом расходов и общим объемом доходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Комментарий к статье 92 Бюджетного Кодекса РФ
В советском бюджетном законодательстве нормы, регулирующие порядок обеспечения сбалансированности общесоюзного бюджета, отсутствовали, так как в них не было необходимости. Считалось, что дефицит присущ исключительно бюджетам капиталистических стран, в то время как "отличительной особенностью бюджета социалистического государства является его бездефицитность и прочность доходной базы" <1>.
--------------------------------
<1> Гарбузов В.Ф. Государственный бюджет СССР // Финансово-кредитный словарь. М., 1984. Т. 1. С. 310.
В настоящее время бюджетный дефицит характерен для большинства стран. В этой связи экономисты отмечают, что существование бюджетного дефицита еще не свидетельствует о серьезных экономических проблемах той или иной страны. Важно определить, каковы его размеры. Если дефицит бюджета не превышает 2 - 3% ВВП, это дает основание надеяться, что в экономике страны достаточно резервов, чтобы изыскать дополнительные финансовые ресурсы для его покрытия. Если же бюджетный дефицит свыше указанных нормативов, это является характерным показателем экономического неблагополучия в стране и может повлечь за собой серьезные не только экономические, но и политические и социальные последствия.
До 1989 г. бюджеты СССР официально имели положительное сальдо. В период 1992 - 1999 гг. бюджеты утверждались с плановым дефицитом, который составлял в отдельные годы более 8%, что в значительной мере сказалось на тяжелом экономическом положении страны в последующее десятилетие. В 1999 г. в последний раз был утвержден федеральный бюджет с дефицитом. Так, согласно ст. 2 Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" <1> утвержден федеральный бюджет на 1999 г. по расходам в сумме 575 046,6 млн. руб. и по доходам в сумме 473 676,1 млн. руб. и установлен предельный размер дефицита федерального бюджета на 1999 г. в сумме 101 370,5 млн. руб., или 2,54% объема валового внутреннего продукта.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1093.
Только в начале XXI века эта проблема начала преодолеваться, и в результате ряда объективных факторов, а также проводимой экономической политики государства в течение последних нескольких лет бюджет характеризуется профицитом, то есть превышением доходов над расходами. Так, например, в Российской Федерации был принят Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" <1>. Согласно данному Закону: прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 6 644 447 448,0 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 2 383 112 818,0 тыс. рублей, а общий объем расходов федерального бюджета в сумме 6 570 297 744,0 тыс. рублей, прогнозируемый профицит федерального бюджета в сумме 74 149 704,0 тыс. рублей.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 3995.
Частым явлением для российского бюджета являлся дефицит. Дефицит бюджета - это превышение расходов бюджета над его доходами.
Положения данной статьи конкретизируют такие принципы бюджетного законодательства, как принцип сбалансированности бюджета, принцип общего (совокупного) покрытия расходов и принцип достоверности бюджета.
Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета.
При утверждении федерального бюджета с дефицитом государственные органы должны его минимизировать, а также определить источники и способы его финансирования, установив верхние пределы государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации на конец очередного финансового года и каждого года планового периода с учетом требований БК РФ.
Если федеральный бюджет принимается с нефтегазовым дефицитом, то также устанавливается величина нефтегазового трансферта и Резервного фонда, за счет которых надлежит осуществлять его финансирование. Согласно ст. 96.7 БК РФ нефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году.
Финансирование бюджетного дефицита за счет сырьевых доходов, накопленных в фондах невозобновляемых ресурсов, предусмотрено законодательством ряда стран. В основном это государства с развивающейся экономикой (Кувейт, Нигерия, Сингапур и др.). В качестве исключения из правила вошли Норвегия, Канада (провинция Альберта), США (штат Аляска), которые формируют подобные фонды <1>. В 2004 г. и в Российской Федерации появился новый способ - это финансирование дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов.
--------------------------------
<1> Макарчук З.В. Стабилизационный фонд РФ: значение, цели создания, правовая основа // Сборник материалов Международной научно-практической конференции. М.: МГДА, 2005. С. 110.
Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг Российской Федерации при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.
Другой комментарий к статье 92 БК РФ
1. Комментируемая статья в ранее действовавшей редакции содержала общие положения о дефиците бюджета. В результате изменений, внесенных Законом 2007 г. N 63-ФЗ, статья содержит положения о дефиците только федерального бюджета, а Кодекс дополнен ст. 92.1 о дефиците бюджета субъекта РФ и дефиците местного бюджета.
Согласно определениям, данным в ст. 6 Кодекса, дефицит бюджета - это превышение расходов бюджета над его доходами, а профицит бюджета - это превышение доходов бюджета над его расходами.
Как установлено в п. 1 комментируемой статьи, дефицит федерального бюджета утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Последний из федеральных бюджетов с дефицитом утверждался на 1999 г. Так, согласно ст. 2 Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" <1> утвержден федеральный бюджет на 1999 г. по расходам в сумме 575046,6 млн. рублей и по доходам в сумме 473676,1 млн. рублей и установлен предельный размер дефицита федерального бюджета на 1999 г. в сумме 101370,5 млн. рублей, или 2,54% объема ВВП.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1093.
В соответствии с Законом о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. доходы федерального бюджета в 2008 г. составят 6644,4 млрд. руб., или 19% ВВП, расходы - 6570,3 млрд. руб., или 18,8% ВВП, профицит - 74,1 млрд. руб., или 0,2% ВВП. Планируется, что за период с 2008 по 2010 гг. доходы федерального бюджета в среднем составят 18,63% ВВП, расходы - 18,56% ВВП.
2008 2009 2010
млрд.
руб. % ВВП млрд.
руб. % ВВП млрд.
руб. % ВВП
Доходы 6644,4 19,0 7465,4 18,8 8089,9 18,1
Расходы
всего 6570,3 18,8 7451,2 18,8 8089,9 18,1
Непроцентные 6382,4 18,2 7238,6 18,2 7842,8 17,5
Процентные 187,9 0,5 212,6 0,5 247,1 0,6
Профицит 74,1 0,2 14,2 0,0 0,0 0,0
В соответствии с п. 1 комментируемой статьи дефицит федерального бюджета не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета, который согласно п. 1 ст. 96.7 Кодекса представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году. В ранее действовавшей редакции комментируемой статьи устанавливалось, что размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году.
Как следует из п. 2 ст. 212 Кодекса, в случае превышения утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период общего объема доходов без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния более чем на 10% Правительство РФ обязано разработать и внести в Государственную Думу в течение 10 дней со дня рассмотрения Государственной Думой отчета об исполнении федерального бюджета за период, в котором получено указанное превышение, проект федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период. В случае если Правительство РФ в установленный срок не внесет такой законопроект в Государственную Думу, то в соответствии с п. 2 ст. 212 Кодекса право на внесение таких законопроектов возникает у субъектов права законодательной инициативы. Федеральный закон о федеральном бюджете подлежит изменению в части основных характеристик и ведомственной структуры расходов федерального бюджета в текущем финансовом году.
Введение ограничения по предельному значению дефицита федерального бюджета является нововведением Закона 2007 г. N 63-ФЗ. По мнению авторов проекта данного Закона, такое ограничение позволит сохранить объем государственного долга РФ на экономически безопасном уровне.
2. В ст. 22 Закона о Банке России установлено, что Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.
Следует отметить, что норма п. 2 комментируемой статьи ранее (до внесения изменений Законом 2007 г. N 63-ФЗ) содержалась в п. 2 ст. 93 Кодекса.