Статья 84. Расходные обязательства Российской Федерации

1. Расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате:
принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
заключения Российской Федерацией (от имени Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
заключения от имени Российской Федерации договоров (соглашений) федеральными казенными учреждениями ;
принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе:
субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им отдельных государственных полномочий Российской Федерации ;
субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации.

2. Расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета .

В случаях, установленных федеральными законами, расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации .

3. Положения федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, предусматривающие предоставление субвенций из федерального бюджета (бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования) бюджетам субъектов Российской Федерации (бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования), должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

Комментарий к статье 84 Бюджетного Кодекса РФ

Глава 11 БК РФ посвящена разграничению расходных полномочий между уровнями бюджетной системы РФ. В соответствии со ст. 10 БК РФ бюджетная система РФ состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного. В первую очередь в данной главе предложена типология оснований для возникновения расходных обязательств бюджетов каждого уровня исходя из следующих принципов.

Расходные обязательства, устанавливаемые в пределах собственных полномочий, не могут устанавливаться публичной властью других уровней и исполняются за счет собственных доходов соответствующих бюджетов. Если один уровень власти делегирует свои бюджетные полномочия другому уровню власти, одновременно возникают расходные обязательства бюджета более низкого уровня и расходные обязательства по их финансовому обеспечению за счет субвенций из вышестоящего бюджета. В целях реализации принципа бюджетного федерализма и защиты региональных и местных бюджетов от "необеспеченных федеральных мандатов" предусматривается введение соответствующих законов в действие ежегодным законом о федеральном бюджете при условии их финансового обеспечения субвенциями.

Вопросы, относящиеся к исключительной компетенции РФ, содержатся в ст. 71 Конституции РФ. Вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ содержатся в ст. 72 Конституции РФ. Принципы и порядок заключения договоров о разграничении полномочий определены в ст. 26.7 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которой заключение договоров о разграничении полномочий допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта Российской Федерации, и в той мере, в которой указанными особенностями определено иное разграничение полномочий, чем это установлено федеральными законами. В договоре о разграничении полномочий устанавливается перечень полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта Российской Федерации, разграничение которых производится иначе, чем это установлено федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, определяются условия и порядок осуществления этих полномочий, конкретные права и обязанности сторон, срок действия договора о разграничении полномочий и порядок продления данного срока, а также основания и порядок досрочного расторжения договора о разграничении полномочий.

Принципы и порядок заключения соглашений о передаче части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации определены в ст. 26.8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно п. 1 которой федеральные органы исполнительной власти по соглашению с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Соглашения заключаются, если осуществление части полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 31.1 БК РФ договоры и соглашения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не соответствующие БК РФ, недействительны.

Пункт 1 ст. 84 БК РФ раскрывает и дает перечень оснований возникновения расходных обязательств Российской Федерации, исходя из имеющейся у нее компетенции. Расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета, а в случаях, установленных федеральными законами, - за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации должно в любом случае утверждаться законом (решением) о бюджете на финансовый год и плановый период.

Другой комментарий к статье 84 БК РФ

1. Глава 11 Кодекса изложена полностью в новой редакции в соответствии с Законом 2004 г. N 120-ФЗ. Как отмечали авторы законопроекта, в отличие от ранее действовавшей редакции, определявшей перечень тех или иных видов расходов, финансируемых из бюджетов разных уровней (который в любом случае может быть лишь приблизительным, в том числе с чрезмерно широкой сферой "совместно финансируемых" расходов), используется новое понятие - "расходные обязательства" с одновременным определением прав и обязанностей органов публичной власти разных уровней в отношении установления и (или) исполнения.

В пояснительной записке к законопроекту также отмечалось, что сформулированные принципы разграничения расходных обязательств определяют единые требования к отраслевому законодательству, с одной стороны, гарантируя самостоятельность властей каждого уровня в определении обязательств по собственным предметам ведения и, с другой стороны, защищая бюджеты от "необеспеченных мандатов". В новой редакции гл. 11 Кодекса предложена типология оснований для возникновения расходных обязательств бюджетов каждого уровня. Обязательства, устанавливаемые в пределах собственных полномочий, не могут устанавливаться властями других уровней и исполняются за счет собственных доходов соответствующих бюджетов. В тех случаях, когда один уровень власти делегирует свои полномочия другому уровню власти, одновременно возникают "вмененные" расходные обязательства бюджета более низкого уровня и расходные обязательства по их финансовому обеспечению за счет субвенций из вышестоящего бюджета. В целях защиты региональных и местных бюджетов от "необеспеченных федеральных мандатов" предусматривается введение соответствующих законов в действие ежегодным законом о федеральном бюджете при условии их финансового обеспечения субвенциями.

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 6 Кодекса), наиболее значимой новацией Закона 2007 г. N 63-ФЗ является введение в качестве базовых для бюджетного законодательства РФ понятий, характеризующих расходные обязательства.

Исходя из правовой позиции КС России, выраженной в Постановлении от 23 апреля 2004 г. N 9-П:

1) в ранее введенном в рамках реформы межбюджетных отношений понятии "расходные обязательства" выделены обязательства, возникающие в силу закона (нормативного правового акта) непосредственно у публично-правового образования (России, субъекта РФ, муниципального образования) или принимаемые действующими от его имени бюджетными учреждениями;

2) введены новые понятия, применяемые на разных этапах исполнения расходных обязательств: "бюджетные обязательства" - объем расходных обязательств в соответствующем финансовом году и "денежные обязательства" - "подтвержденные" (подлежащие оплате) обязательства, являющиеся основанием для осуществления расходов бюджета;

3) выделены в отдельную категорию расходных обязательств публичные обязательства, подлежащие исполнению в силу закона (нормативного правового акта), и в их составе - публичные нормативные обязательства перед физическими лицами (за исключением перечисленных в определении категорий выплат) в законодательно (нормативно) установленном размере с установлением для них ряда особенностей отражения в бюджете и исполнения (имея в виду, что определение этих особенностей для публичных обязательств в целом, а также введение иных категорий расходных обязательств может быть осуществлено на следующих этапах развития бюджетного законодательства).

Предметы исключительного ведения России определены в ст. 71 Конституции РФ:

а) принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль над их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория России;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в России; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных ОГВ;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития России;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика, международные отношения и международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения России;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания РФ;

т) федеральная государственная служба.

В совместном ведении России и ее субъектов согласно ч. 1 ст. 72 Конституции РФ находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер борьбы с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в России;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.

О предметах совместного ведения, отнесенных Законом об организации органов власти субъектов РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, см. комментарий к ст. 85 Кодекса.

В соответствии с п. 2 ст. 26.1 Закона об организации органов власти субъектов РФ (здесь и далее в ред. от 31 декабря 2005 г.) полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов РФ.

Принципы и порядок заключения договоров о разграничении полномочий определены в ст. 26.7 Закона об организации органов власти субъектов РФ, согласно п. 1 которой заключение договоров о разграничении полномочий допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта РФ, и в той мере, в которой указанными особенностями определено иное разграничение полномочий, чем это установлено федеральными законами. В договоре о разграничении полномочий устанавливается перечень полномочий федеральных ОГВ и ОГВ субъекта РФ, разграничение которых производится иначе, чем это установлено федеральными законами и законами субъекта РФ, определяются условия и порядок осуществления этих полномочий, конкретные права и обязанности сторон, срок действия договора о разграничении полномочий и порядок продления данного срока, а также основания и порядок досрочного расторжения договора о разграничении полномочий.

Принципы и порядок заключения соглашений о передаче части полномочий между ФОИВ и исполнительными ОГВ субъектов РФ определены в ст. 26.8 Закона об организации органов власти субъектов РФ, согласно п. 1 которой ФОИВ по соглашению с исполнительными ОГВ субъекта РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ, Закону об организации органов власти субъектов РФ и иным федеральным законам. Соглашения заключаются, если осуществление части полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные ОГВ субъекта РФ.

Согласно ст. 31.1 Кодекса, договоры и соглашения между федеральными ОГВ и ОГВ субъектов РФ, не соответствующие Кодексу, недействительны.

Пленум ВАС России в п. 19 Постановления от 22 июня 2006 г. N 23 при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 1 января 2005 г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), предписал арбитражным судам иметь в виду положения комментируемой статьи, ст. 85 Кодекса и ст. 26.3 Закона об организации органов власти субъектов РФ, разграничивающих полномочия Российской Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающих принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к чьим расходным обязательствам было отнесено финансирование соответствующих льгот.

2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи расходные обязательства России подлежат исполнению только за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета. Исполнение расходных обязательств России за счет субвенций из иных бюджетов бюджетной системы РФ не допускается. В отношении собственных доходов федерального бюджета см. комментарий к ст. 47 Кодекса, в отношении источников финансирования дефицита федерального бюджета - к ст. 94 Кодекса.

Исполнение расходных обязательств России за счет средств бюджетов федеральных ГВБФ осуществляется только в случаях, установленных федеральными законами. Согласно ст. 147 Кодекса расходы бюджетов федеральных ГВБФ осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами.

3. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает требования к федеральным законам и нормативным правовым актам Президента РФ и Правительства РФ, предусматривающим предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ (т.е. межбюджетных трансфертов, предоставляемых в связи с передачей (делегированием) полномочий):

в указанных нормативных правовых актах должен содержаться порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств субъектов РФ (муниципальных образований);

такие нормативные правовые акты должны ежегодно вводиться в действие федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период при условии утверждения данным законом соответствующих субвенций бюджетам субъектов РФ (местным бюджетам).

Остались вопросы по ст 84 БК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 84 БК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.