Статья 79. Бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности

Статья 79. Бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности
1. В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в рамках государственных (муниципальных) программ, могут предусматриваться бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.

Объекты капитального строительства, созданные в результате осуществления бюджетных инвестиций, или объекты недвижимого имущества, приобретенные в государственную (муниципальную) собственность в результате осуществления бюджетных инвестиций, закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными (муниципальными) учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий, или уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, либо включаются в состав государственной (муниципальной) казны.
2. Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и принятие решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты осуществляются в порядках, установленных соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
3. Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Российской Федерации, находящиеся в оперативном управлении или хозяйственном ведении:
федеральных государственных учреждений стоимостью 1,5 миллиарда рублей и более, а также федеральных государственных загранучреждений и федеральных государственных унитарных предприятий независимо от стоимости принимаются в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации;
федеральных государственных учреждений стоимостью менее 1,5 миллиарда рублей в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, принимаются в форме правовых актов главных распорядителей средств федерального бюджета (органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации).

4. Органам государственной власти (государственным органам), органам управления государственными внебюджетными фондами, органам местного самоуправления, являющимся государственными (муниципальными) заказчиками, предоставляется право передать на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица указанных органов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (далее - соглашение о передаче полномочий) бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых указанные органы осуществляют функции и полномочия учредителей, или государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, в отношении которых указанные органы осуществляют права собственника имущества соответствующего публично-правового образования.

Условия передачи полномочий и порядок заключения соглашений о передаче полномочий в отношении объектов государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями муниципальных образований.

Соглашение о передаче полномочий может быть заключено в отношении нескольких объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) объектов недвижимого имущества, приобретаемых в государственную (муниципальную) собственность, и должно содержать в том числе:
цель осуществления бюджетных инвестиций и их объем с разбивкой по годам в отношении каждого объекта капитального строительства или объекта недвижимого имущества с указанием его наименования, мощности, сроков строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) или приобретения, стоимости объекта, соответствующих решениям, указанным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, а также общего объема капитальных вложений в объект государственной (муниципальной) собственности, в том числе объема бюджетных ассигнований, предусмотренного соответствующему органу, указанному в абзаце первом настоящего пункта, как получателю бюджетных средств, соответствующих решениям, указанным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи. В случае предоставления бюджетных инвестиций из федерального бюджета их объем должен соответствовать объему бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций, предусмотренному федеральной адресной инвестиционной программой;
положения, устанавливающие права и обязанности бюджетного или автономного учреждения, государственного (муниципального) унитарного предприятия по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования в лице органа, указанного в абзаце первом настоящего пункта, государственных (муниципальных) контрактов;
ответственность бюджетного или автономного учреждения, государственного (муниципального) унитарного предприятия за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных им полномочий;
положения, устанавливающие право органа, указанного в абзаце первом настоящего пункта, на проведение проверок соблюдения бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием условий, установленных заключенным соглашением о передаче полномочий;
положения, устанавливающие обязанность бюджетного или автономного учреждения, государственного (муниципального) унитарного предприятия по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности органу, указанному в абзаце первом настоящего пункта, как получателя бюджетных средств.

Соглашения о передаче полномочий являются основанием для открытия органам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в органах Федерального казначейства (финансовых органах субъектов Российской Федерации и финансовых органах муниципальных образований) лицевых счетов получателя бюджетных средств по переданным полномочиям для учета операций по осуществлению бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности.

5. Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности могут осуществляться в соответствии с концессионными соглашениями.

6. Не допускается при исполнении соответствующего бюджета предоставление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, по которым принято решение о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, за исключением случая, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

При исполнении соответствующего бюджета допускается предоставление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, указанные в абзаце первом настоящего пункта, в случае изменения в установленном порядке типа бюджетного или автономного учреждения или организационно-правовой формы государственного (муниципального) унитарного предприятия, являющихся получателями субсидий, предусмотренных статьей 78.2 настоящего Кодекса, на казенное учреждение после внесения соответствующих изменений в решение о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в указанные объекты с внесением соответствующих изменений в ранее заключенные бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием договоры в части замены стороны договора - бюджетного или автономного учреждения, государственного (муниципального) унитарного предприятия на казенное учреждение и вида договора - гражданско-правового договора бюджетного или автономного учреждения, государственного (муниципального) унитарного предприятия на государственный (муниципальный) контракт.

Комментарий к статье 79 Бюджетного Кодекса РФ

Под бюджетными инвестициями понимаются бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества. Статья 79 БК РФ посвящена государственным (муниципальным) бюджетным инвестициям в форме капитальных вложений в объекты недвижимого имущества, включенные в состав государственной (муниципальной) собственности.

Инвестиционная деятельность в форме капитальных вложений регламентируется в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ. По общему правилу объектами капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, в том числе недвижимого имущества. Объектами бюджетных инвестиций могут выступать основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий. Предоставление бюджетных инвестиций государственному (муниципальному) унитарному предприятию сопровождается соразмерным увеличением уставного капитала государственного (муниципального) унитарного предприятия. Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности, не являющиеся государственной (муниципальной) собственностью, не допускаются. Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в государственные (муниципальные) объекты капитального строительства предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти или решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов. Долгосрочные целевые программы разрабатываются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления и подлежат утверждению соответствующим законодательным (представительным) органом, представительным органом местного самоуправления.

Пункт 2 ст. 79 БК РФ регламентирует полномочия соответствующих органов исполнительной власти по принятию решений, связанных с подготовкой и реализацией бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства. В зависимости от объема федеральных бюджетных ассигнований они учитываются либо в составе ведомственной классификации (сметная стоимость инвестиционного проекта более 8 млрд. рублей), либо в составе сводной бюджетной росписи раздельно по каждому проекту (сметная стоимость инвестиционного проекта более 100 млн. рублей), либо в составе сводной бюджетной росписи суммарно по соответствующему виду расходов (сметная стоимость инвестиционного проекта менее 100 млн. рублей). Региональные бюджетные инвестиции отражаются в составе региональных бюджетов в соответствии с законами субъектов РФ. Однако, если инвестиционные проекты субъектов РФ или муниципальных образований софинансируются за счет межбюджетных субсидий, соответствующие бюджетные ассигнования подлежат утверждению соответственно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, решением представительного органа местного самоуправления о местном бюджете в составе ведомственной структуры расходов раздельно по каждому инвестиционному проекту и соответствующему ему виду расходов.

Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в форме капитальных вложений в основные средства могут осуществляться в соответствии с концессионными соглашениями. По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях").

В случае недостаточности средств нижестоящего бюджета для предоставления запланированных бюджетных инвестиций вышестоящим бюджетом может быть предусмотрено предоставление субсидий нижестоящему уровню бюджетной системы РФ на условиях софинансирования объектов капитального строительства государственной или муниципальной собственности. Порядок предоставления данных субсидий предусмотрен ст. 179 БК РФ.

Другой комментарий к статье 79 БК РФ

1 - 4. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 65 Кодекса), одним из основных нововведений Закона 2007 г. N 63-ФЗ является уточнение порядка планирования и отражения в бюджете бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ и бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности.

В соответствии с внесенными изменениями основанием для включения бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в закон (решение) о бюджете должны служить утвержденные долгосрочные целевые программы или иные нормативные акты (т.е. принятие соответствующих расходных обязательств).

Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства из федерального бюджета должны осуществляться в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой, формирование и ведение которой будут осуществляться в порядке, установленном Правительством РФ. При этом дифференцирован порядок реализации и отражения в федеральном бюджете инвестиционных проектов в зависимости от сметной стоимости объектов. Так, решения о подготовке и реализации проекта стоимостью более 600 млн. рублей будут приниматься Правительством РФ, решения о подготовке и реализации проектов с меньшей стоимостью - главными распорядителями средств федерального бюджета в установленном Правительством РФ порядке. Кроме того, законопроектом предложено отражать бюджетные инвестиции в объекты со сметной стоимостью более 8 млрд. рублей отдельными строками в федеральном законе о федеральном бюджете, в объекты со сметной стоимостью от 100 млн. рублей до 8 млрд. рублей - отдельными строками в ходе исполнения федерального бюджета в составе сводной бюджетной росписи, в иные объекты - суммарно по строкам сводной бюджетной росписи.

В качестве основного документа для планирования, утверждения и осуществления бюджетных инвестиций из федерального бюджета в Кодекс введено понятие "федеральная адресная инвестиционная программа" (ФАИП). Порядок формирования и ведения ФАИП должен быть установлен Правительством РФ (см. комментарий к ст. 179.1 Кодекса).

Такой подход, по мнению авторов проекта Закона 2007 г. N 63-ФЗ, позволит повысить обоснованность и прозрачность планирования и осуществления бюджетных инвестиций.

Внесенными Законом 2007 г. N 247-ФЗ в п. 2 комментируемой статьи изменениями уточнено, что Правительством РФ принимаются решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности России, не включенные в долгосрочные целевые программы, сметной стоимостью более 600 млн. руб. при осуществлении капитальных вложений в основные средства федеральных государственных учреждений. При осуществлении же капитальных вложений в объекты капитального строительства федеральных государственных унитарных предприятий решения принимаются Правительством РФ независимо от их сметной стоимости.

Законом 2007 г. N 63-ФЗ установлено, что Правительство РФ, высший исполнительный ОГВ субъекта РФ, местная администрация до 1 декабря 2007 г. утверждают порядки, указанные в комментируемой статье (как и в ст. ст. 179 и 179.1 Кодекса в новой редакции), а также определяют переходные положения, устанавливающие осуществление бюджетных инвестиций из соответствующих бюджетов в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на 2008 и 2009 гг.

Следует иметь в виду, что в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ п. 3 комментируемой статьи вступает в силу с 1 января 2009 г. (данное положение закреплено в Законе 2007 г. N 63-ФЗ только после того, как изменениями, внесенными Законом 2007 г. N 247-ФЗ, устранена содержавшаяся в нем редакционная неточность).

5. Порядок увеличения уставного фонда государственного (муниципального) унитарного предприятия установлен в ст. 14 Закона об унитарных предприятиях:

увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия допускается только после его формирования в полном объеме, в том числе после передачи государственному или муниципальному предприятию недвижимого и иного имущества, предназначенного для закрепления за ним на праве хозяйственного ведения (п. 1);

увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия может осуществляться за счет дополнительно передаваемого собственником имущества, а также доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия (п. 2);

решение об увеличении уставного фонда государственного или муниципального предприятия может быть принято собственником его имущества только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности такого предприятия за истекший финансовый год. Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов такого предприятия (п. 3);

одновременно с принятием решения об увеличении уставного фонда государственного или муниципального предприятия собственник его имущества принимает решение о внесении соответствующих изменений в устав такого предприятия. Документы для государственной регистрации внесенных в устав государственного или муниципального предприятия изменений в связи с увеличением его уставного фонда, а также документы, подтверждающие увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия, должны быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Непредставление указанных документов является основанием для отказа в государственной регистрации внесенных в устав государственного или муниципального предприятия изменений (п. 4).

6. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" <1> согласно ч. 2 его ст. 1 регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. 2). Ст. 3126.

В части 1 ст. 3 названного Закона определено, что по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О концессионных соглашениях" объектом концессионного соглашения является недвижимое имущество, входящее в состав следующего имущества:

1) автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры, в том числе мосты, путепроводы, тоннели, стоянки автотранспортных средств, пункты пропуска автотранспортных средств, пункты взимания платы с владельцев грузовых автотранспортных средств;

2) объекты железнодорожного транспорта;

3) объекты трубопроводного транспорта;

4) морские и речные порты, в том числе гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктур;

5) морские и речные суда, суда смешанного (река-море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки;

6) аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;

7) объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов;

8) объекты единой системы организации воздушного движения;

9) гидротехнические сооружения;

10) объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии;

11) системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий;

12) метрополитен и другой транспорт общего пользования;

13) объекты, используемые для осуществления лечебно-профилактической, медицинской деятельности, организации отдыха граждан и туризма;

14) объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта и иные объекты социально-культурного и социально-бытового назначения.

7. О необходимости пересмотра порядка предоставления регионам финансовой помощи на развитие социальной и инженерной инфраструктуры, отказа от включения в ФАИП большей части объектов регионального и местного значения и передачи соответствующих средств регионам в виде субсидий говорилось в Бюджетном послании Президента РФ на 2007 г.

В соответствии с данной задачей осуществлен переход к инвестированию из федерального, регионального или местного бюджета только в те объекты, которые относятся соответственно к государственной собственности России, государственной собственности субъекта РФ, муниципальной собственности. В случае необходимости поддержки строительства объектов регионального или муниципального значения из федерального бюджета (объектов муниципального значения из регионального бюджета) соответствующие средства должны передаваться в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты в виде субсидий, предусматриваемых соответствующими долгосрочными целевыми программами. Осуществление поддержки строительства объектов регионального или муниципального значения из федерального бюджета возможно в виде субсидий нижестоящим бюджетам только при условии наличия у них аналогичных долгосрочных программ (о долгосрочных целевых программах см. комментарий к ст. 179 Кодекса).

Как определено в п. 1 ст. 132 Кодекса, под субсидиями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий ОГВ субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения России и субъектов РФ, и расходных обязательств по выполнению полномочий ОМСУ по вопросам местного значения. Совокупность субсидий бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета образует Федеральный фонд софинансирования расходов.

Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта РФ согласно п. 1 ст. 139 Кодекса понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий ОМСУ по вопросам местного значения. Совокупность субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта РФ образует региональный фонд софинансирования расходов.

В соответствии с Законом 2007 г. N 247-ФЗ пункт 7 комментируемой статьи дополнен положением, согласно которому при предоставлении указанных в данной норме субсидий бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам не подлежат применению положения ст. 179 Кодекса о долгосрочных целевых программах, если субсидии бюджетам субъектов РФ предоставляются на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ. В этом случае подлежат применению нормы ст. 179.2 Кодекса об Инвестиционном фонде РФ.

Следует отметить, что Законом о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. (ч. 5 ст. 7) утверждено распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам КРБ на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ, включаемые в ФАИП, и субсидий бюджетам субъектов РФ на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов РФ или на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности:

на 2008 г. - согласно приложениям 16, 17 (секретно) и 18 (совершенно секретно) к названному Закону;

на 2009 - 2010 гг. - согласно приложениям 19, 20 (секретно) и 21 (совершенно секретно) к названному Закону.

В соответствии со ст. 12 Закона о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. порядок осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ в форме капитальных вложений в основные средства федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе в соответствии с концессионными соглашениями, устанавливается Правительством РФ.

Остались вопросы по ст 79 БК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 79 БК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.