Статья 59. Полномочия субъектов Российской Федерации по формированию доходов бюджетов субъектов Российской Федерации

1. Законодательством субъекта Российской Федерации о налогах и сборах вводятся региональные налоги, устанавливаются налоговые ставки и предоставляются налоговые льготы по региональным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Законы субъекта Российской Федерации о внесении изменений в законодательство субъекта Российской Федерации о налогах и сборах, законы субъекта Российской Федерации, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, вступающие в силу в очередном финансовом году и плановом периоде, должны быть приняты до внесения проекта закона субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и плановый период в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сроки, установленные законом субъекта Российской Федерации.

3. Внесение изменений в законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений в законы субъектов Российской Федерации о бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

Комментарий к статье 59 Бюджетного Кодекса РФ

Настоящая статья представлена в новой редакции.

Согласно п. 1 ст. 59 БК РФ законодательством субъекта РФ о налогах и сборах вводятся региональные налоги, устанавливаются налоговые ставки и предоставляются налоговые льготы в пределах прав, предоставленных субъекту РФ федеральным законодательством.

При этом согласно п. 3 ст. 12 НК РФ региональными налогами признаются налоги, которые установлены федеральным законодательством (НК РФ) и законами субъектов Российской Федерации о налогах. Такие налоги обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, когда налогоплательщик переходит или переводится на уплату налогов в соответствии со специальными налоговыми режимами <1>.

--------------------------------
<1> См.: комментарий к ст. 41 БК РФ и ст. 18 НК РФ.

Таким образом, такие налоги, как налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог, будучи региональными, обязательны к уплате на территории всей Российской Федерации.

В случае перехода на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и на упрощенную систему налогообложения, а также перевода на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, уплата налогоплательщиками-организациями налогов, установленных перечисленными режимами, предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности <1>).

--------------------------------
<1> См.: гл. 26.1, 26.2, 26.3 НК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 12 НК РФ при установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ <1>. Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться также налоговые льготы, основания и порядок их применения.

--------------------------------
<1> Исчерпывающий перечень элементов содержится в ст. 17 НК РФ.

Что касается полномочий субъектов РФ по установлению налоговых ставок, то указанные полномочия реализуются в пределах прав, предоставленных субъекту РФ федеральным законодательством, следующим образом.

Так, например, ставки по налогам:

- по налогу на игорный бизнес в соответствии со ст. 369 НК РФ налоговые ставки устанавливаются в НК РФ в определенных пределах <1>, но уточняются в этих пределах законами субъектов Российской Федерации;

--------------------------------
<1> 1) за один игровой стол - от 25 000 до 125 000 рублей;

2) за один игровой автомат - от 1500 до 7500 рублей;

3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - от 25 000 до 125 000 рублей.

В случае, если ставки налогов не установлены законами субъектов Российской Федерации, ставки налогов устанавливаются в следующих размерах:

1) за один игровой стол - 25 000 рублей;

2) за один игровой автомат - 1500 рублей;

3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - 25 000 рублей.

- по налогу на имущество организаций в соответствии со ст. 380 НК РФ налоговые ставки не могут превышать 2,2%, но конкретный их процент устанавливается законами субъектов Российской Федерации. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения;

- по транспортному налогу в соответствии со ст. 361 НК РФ установлена твердая ставка индивидуально по каждому виду транспортного средства, однако п. 2 указанной статьи установлено, что налоговые ставки, указанные в п. 1 ст. 361 НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз.

Согласно п. 3 ст. 12 НК РФ региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах. Это означает, что установление конкретных ставок по региональным налогам, дополнительных льгот и порядка и сроков уплаты налогов возможно только на основании закона субъекта РФ.

Внесение изменений <1> в налоговое законодательство субъектов РФ, предполагающее их вступление в законную силу в течение текущего финансового года, возможно по налогу на игорный бизнес, поскольку налоговый период по нему установлен как месяц. Вместе с тем согласно п. 3 ст. 53 БК РФ очевидно, что такие изменения вступают в законную силу только в случае внесения изменений в законы субъектов РФ о бюджете на текущий финансовый год.

--------------------------------
<1> См.: комментарий ст. 53 БК РФ.

Другой комментарий к статье 59 БК РФ

1. Согласно п. 1 ст. 26.16 Закона об организации органов власти субъектов РФ (в ред. от 4 июля 2003 г.) перечень региональных налогов и сборов и полномочия ОГВ субъекта РФ по их установлению, изменению и отмене определяются законодательством РФ о налогах и сборах.

В соответствии с п. 3 ст. 12 части первой НК РФ (в ред. от 29 июля 2004 г.) региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях субъектов РФ, если иное не установлено специальными налоговыми режимами (о региональных налогах и о специальных налоговых режимах см. комментарий к ст. 41 Кодекса). Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) ОГВ субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, следующие элементы налогообложения - налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом РФ. Законодательными (представительными) ОГВ субъектов РФ законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Как установлено в п. 4 ст. 1 части первой НК РФ (в ред. от 27 июля 2006 г.), законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов РФ, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

В отношении действия актов законодательства о налогах и сборах (к таковым согласно п. 6 ст. 1 НК РФ относятся и законы о налогах и сборах субъектов РФ) во времени см. комментарий к ст. 53 Кодекса.

Следует отметить, что в ранее действовавшей редакции комментируемой статьи содержались условия предоставления органами исполнительной власти субъектов РФ отсрочки или рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов РФ в части суммы федерального налога или сбора, поступающей в бюджет субъекта РФ. Однако, как говорилось выше (см. комментарий к ст. 41 Кодекса), в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ из комментируемой статьи (как и из норм других статей Кодекса) исключены положения о налоговых кредитах, отсрочках и рассрочках, имея в виду, что данные вопросы должны регулироваться Налоговым кодексом РФ.

2. В соответствии с изменениями, внесенными Законом 2007 г. N 63-ФЗ, в п. 2 комментируемой статьи введено ограничение по срокам принятия законов субъектов РФ о внесении изменений в законодательство субъекта РФ о налогах, и законов субъектов РФ, регулирующих бюджетные правоотношения, приводящих к изменению доходов бюджетов бюджетной системы РФ, которые вступают в силу в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде). Такие законы субъектов РФ должны приниматься до дня внесения проекта закона субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в законодательный (представительный) ОГВ субъекта РФ. Конкретные сроки принятия таких законов устанавливаются законами субъектов РФ.

Данная норма аналогична установленному в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ в п. 2 ст. 53 Кодекса ограничению по срокам принятия федеральных законов, изменяющих бюджетное и налоговое законодательство и влияющих на поступление налогов и сборов, зачисляемых в региональные и местные бюджеты. Такие федеральные законы должны приниматься не позднее чем за месяц до внесения в Государственную Думу проекта федерального бюджета на очередной финансовый год.

В развитие нормы п. 2 комментируемой статьи в п. 2 ст. 174.1 Кодекса, посвященной прогнозированию доходов бюджета, установлено, что законы субъекта РФ, предусматривающие внесение изменений в законодательство субъекта РФ о налогах и сборах, принятые после дня внесения в законодательный (представительный) орган проекта закона о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), приводящие к изменению доходов (расходов) бюджетов бюджетной системы РФ, должны содержать положения о вступлении в силу указанных законов субъекта РФ не ранее 1 января года, следующего за очередным финансовым годом.

3. В пункте 3 комментируемой статьи установлена обязательность внесения соответствующих изменений в законы субъектов РФ о бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период) при внесении изменений в законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года. Без внесения изменений в законы субъектов РФ о бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период) принятие законов субъектов РФ, изменяющих поступление в течение текущего финансового года региональных налогов, не допускается.

Остались вопросы по ст 59 БК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 59 БК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.