Статья 56. Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации

1. В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:
налога на имущество организаций - по нормативу 100 процентов;
налога на игорный бизнес - по нормативу 100 процентов;
транспортного налога - по нормативу 100 процентов.

2. В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами налогов:
налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 80 процентов;
налога на доходы физических лиц - по нормативу 85 процентов;
налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента, - по нормативу 100 процентов;
акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;
акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;
акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, - по нормативу 88 процентов;
____________________________________________________________________
акцизов на топливо печное бытовое, вырабатываемое из дизельных фракций прямой перегонки и (или) вторичного происхождения, кипящих в интервале температур от 280 до 360 градусов Цельсия, производимое на территории Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, - по нормативу 40 процентов;
акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, включающую пиво, вина, фруктовые вина, игристые вина (шампанские), винные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, - по нормативу 100 процентов;
абзац утратил силу - Федеральный закон от 22 сентября 2009 года N 218-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 3 октября 2009 года N 229-ФЗ) ;
акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно - по нормативу 100 процентов;
налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых - по нормативу 100 процентов;
налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 60 процентов;
налога на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов - по нормативу 100 процентов;
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 5 процентов;
сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 80 процентов ;
сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 80 процентов ;
сбора за пользование объектами животного мира - по нормативу 100 процентов;
налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 100 процентов ;
абзац утратил силу с 1 января 2013 года - Федеральный закон от 25 июня 2012 года N 94-ФЗ ;
минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 100 процентов ;
абзац утратил силу с 1 января 2013 года - Федеральный закон от 25 июня 2012 года N 94-ФЗ ;
государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов), за исключением государственной пошлины, предусмотренной абзацем сорок шестым настоящего пункта, - по нормативу 100 процентов:
по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами соответствующих субъектов Российской Федерации;
за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и (или) законодательными актами субъектов Российской Федерации на совершение нотариальных действий;
за государственную регистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, отделений общественных объединений, а также за государственную регистрацию изменений их учредительных документов;
за государственную регистрацию региональных отделений политических партий;
за государственную регистрацию договора о залоге транспортных средств, включая выдачу свидетельства, а также за выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации договора о залоге транспортных средств взамен утраченного или пришедшего в негодность в части регистрации залога тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и иных машин и прицепов к ним;
за выдачу квалификационного аттестата, предоставляющего право осуществлять кадастровую деятельность;
за выдачу свидетельства о государственной аккредитации региональной спортивной федерации;
за регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта Российской Федерации, а также за выдачу дубликата свидетельства о такой регистрации;
за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием пользования участками недр местного значения;
за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома черных металлов;
за выдачу уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанные с лицензированием образовательной деятельности, осуществляемым в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования ;
за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанные с государственной аккредитацией образовательных учреждений, осуществляемой в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования ;
за предоставление лицензии на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции в части произведенной из конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующей национальным стандартам и техническим регламентам, или получаемой при переработке отходов производства этилового спирта и алкогольной продукции;
за выдачу исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области контроля (надзора), свидетельств об аккредитации в целях признания компетентности организации в соответствующей сфере науки, техники и хозяйственной деятельности для участия в проведении мероприятий по контролю;
за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проставлению апостиля на документах государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования ;
за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации .

Абзац утратил силу с 1 января 2013 года - Федеральный закон от 3 декабря 2012 года N 244-ФЗ:
абзац утратил силу с 1 января 2013 года - Федеральный закон от 3 декабря 2012 года N 244-ФЗ ;
абзац утратил силу с 1 января 2013 года - Федеральный закон от 3 декабря 2012 года N 244-ФЗ .

за действия уполномоченных органов субъектов Российской Федерации, связанные с лицензированием предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;
государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - по нормативу 50 процентов;
Абзац утратил силу с 1 января 2015 года - Федеральный закон от 22 октября 2014 года N 311-ФЗ.

2.1. В текущем финансовом году налоговые доходы от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативом, установленным настоящей статьей, направляются территориальным органом Федерального казначейства в уполномоченный территориальный орган Федерального казначейства для их перечисления не реже одного раза в 10 дней на счета территориальных органов Федерального казначейства в соответствии с нормативами, установленными федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год.

Перечисленные уполномоченным территориальным органом Федерального казначейства в текущем финансовом году на счета территориальных органов Федерального казначейства налоговые доходы от указанных акцизов распределяются территориальными органами Федерального казначейства между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами с учетом установленных законами субъектов Российской Федерации дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты.
3. В бюджеты субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом зачислению в местные бюджеты и бюджеты субъектов Российской Федерации, а также доходы от торгового сбора, подлежащего уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

4. Налоговые доходы от региональных налогов, установленных органами государственной власти края (области), в состав которого входит автономный округ, подлежат зачислению в бюджет края (области). Налоговые доходы от региональных налогов, установленных органами государственной власти автономного округа, подлежат зачислению в бюджет автономного округа.

Если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете и договором между органами государственной власти края (области), в состав которого входит автономный округ, и органами государственной власти соответствующего автономного округа, налоговые доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, подлежат зачислению в бюджет края (области), за исключением налога на доходы физических лиц по нормативу 15 процентов, подлежащего зачислению в бюджет автономного округа, передаваемого в полном объеме органами государственной власти автономного округа в соответствующие местные бюджеты в порядке, предусмотренном статьей 58 настоящего Кодекса.

5. Указанные в настоящей статье налоговые доходы могут быть переданы полностью или частично органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующие местные бюджеты в порядке, предусмотренном статьей 58 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 56 Бюджетного Кодекса РФ

Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации состоят, во-первых, из региональных налогов (ст. 14 НК РФ) <1> и, во-вторых, из федеральных налогов и сборов, предоставленных субъектам Российской Федерации в порядке бюджетного регулирования с целью реализации принципа бюджетного федерализма для достижения минимальной бюджетной обеспеченности бюджета субъектов РФ и выравнивания уровня их доходов <2>.

--------------------------------
<1> См.: комментарий к ст. 41 БК РФ и ст. 14 НК РФ.
<2> См.: комментарий к ст. 50 БК РФ.

При этом любые виды указанных налоговых доходов могут передаваться полностью или частично (по нормативам) в местные бюджеты в соответствии с нормами закона соответствующего субъекта Российской Федерации с целями, указанными выше.

Особенности механизма перераспределения процентов по налоговым доходам в отношении региональных налоговых доходов заключаются в следующем.

Так, во-первых, что касается налога на прибыль, то аналогично ст. 50 БК РФ норматив поступления по нему в региональные бюджеты составляет 100%. Это означает, что налог на прибыль в бюджет субъекта РФ поступает в размере 100% от 17,5%, а не от 24% (ст. 284 НК РФ) <1>.

--------------------------------
<1> См.: комментарий к ст. 50 БК РФ.

Во-вторых, не все налоговые доходы от части федеральных налогов и сборов полностью передаются бюджетам субъектов Российской Федерации. Например, доходы по налогу на доходы физических лиц (федеральный налог, согласно ст. 13 НК РФ) установлены к перечислению в бюджет субъекта РФ в нормативе 70%. Это означает, что оставшиеся 30% должны поступать в местные бюджеты <1>. Таким образом в процессе межбюджетного регулирования возникают не только правоотношения между Российской Федерацией и ее субъектами и, далее, между последними и органами местного самоуправления, но и бюджетные правоотношения непосредственно между Российской Федерацией и органами местного самоуправления.

--------------------------------
<1> См.: комментарии к ст. 58, 61 и 62 БК РФ.

Другой комментарий к статье 56 БК РФ

1. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 41 Кодекса), к региональным налогам в соответствии со ст. 14 части первой НК РФ (в ред. от 29 июля 2004 г.) относятся налоги: на имущество организаций, на игорный бизнес и транспортный налог. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи доходы от всех этих налогов подлежат зачислению полностью в бюджеты субъектов РФ.

2. В пункте 1 ст. 26.17 Закона об организации органов власти субъектов РФ (в ред. от 4 июля 2003 г.) закреплено, что в бюджет субъекта РФ зачисляются доходы от федеральных налогов и сборов по единым для субъектов РФ нормативам, установленным Кодексом, и (или) по налоговым ставкам, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Статья 56 Кодекса о налоговых доходах бюджетов субъектов РФ (как и ст. 50 Кодекса о налоговых доходах федерального бюджета, и ст. 61 Кодекса о налоговых доходах местных бюджетов) изложена полностью в новой редакции в соответствии с Законом 2004 г. N 120-ФЗ. В результате внесенных Кодексом (а не принимаемым ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете) изменений установлены единые для каждого уровня бюджетной системы нормативы отчислений от федеральных налогов, что позволяет повысить предсказуемость и стабильность налоговых доходов каждого уровня бюджетной системы, создать стимулы для экономического развития территорий, повышения эффективности использования бюджетных средств (о федеральных налогах и сборах и о специальных налоговых режимах см. комментарий к ст. 41 Кодекса).

Однако Законом 2005 г. N 159-ФЗ п. 2 комментируемой статьи дополнен нормой, согласно которой федеральным законом о федеральном бюджете утверждаются нормативы распределения 80% доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25% включительно (за исключением вин) и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин), производимую на территории России. Законом о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. (ч. 2 ст. 2) установлено, что указанный доход направляется в уполномоченный территориальный орган Федерального казначейства и перечисляется им в бюджеты субъектов РФ не реже одного раза в 10 дней в соответствии с нормативами распределения на 2008 г. согласно приложению 2 к названному Закону и на 2009 - 2010 гг. согласно приложению 3 к названному Закону.

В соответствии с изменениями Законом 2006 г. N 237-ФЗ п. 2 комментируемой статьи полностью изложен в новой редакции. Наряду с прочим предусмотрено, что федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год устанавливается порядок зачисления в бюджеты субъектов РФ налоговых доходов от уплаты акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей. Законом о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. (ч. 2 ст. 2) установлено, что указанный доход направляется в уполномоченный территориальный орган Федерального казначейства и перечисляется им в бюджеты субъектов РФ не реже одного раза в 10 дней в соответствии с нормативами распределения на 2008 г. согласно приложению 4 к названному Закону и на 2009 - 2010 гг. согласно приложению 5 к названному Закону.

Кроме того, как говорилось выше (см. комментарий к ст. 50 Кодекса), приложением 1 к Закону о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. утверждены Нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг. в том числе:

в части погашения задолженности прошлых лет по отдельным видам налогов;

в части погашения задолженности и перерасчетов по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам.

В соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ в п. 2 комментируемой статьи внесены уточнения, касающиеся зачисления в доходы бюджетов субъектов РФ налога, взимаемого в виде стоимости патента; государственной пошлины по делам, рассматриваемым мировыми судьями, а также за совершение нотариальных действий; сборов за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции; платы за негативное воздействие на окружающую среду. Данные поправки не предусматривают изменения распределения доходов между бюджетами разных уровней.

В соответствии с Федеральным законом "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункт 2 комментируемой статьи полностью изложен в новой редакции. Однако этим лишь учтены поправки, внесенные Законом 2007 г. N 63-ФЗ (соответственно, названным Законом признаны утратившими силу нормы Закона 2007 г. N 63-ФЗ, вносящие изменения в п. 2 комментируемой статьи), и включен такой вид налоговых доходов, как государственная пошлина за выдачу уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.

Зачисление в бюджеты субъектов РФ доходов от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам, установленным в п. 2 комментируемой статьи, осуществляется органами Федерального казначейства в порядке, установленном ст. 40 Кодекса.

3. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи в бюджеты субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих в соответствии с Кодексом зачислению как в местные бюджеты, так и в бюджеты субъектов РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 58 Кодекса в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге порядок установления и значения нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты внутригородских муниципальных образований определяются законами указанных субъектов РФ.

4. Как установлено Законом об организации органов власти субъектов РФ (в ред. от 4 июля 2003 г.):

в бюджет субъекта РФ, включая бюджет автономного округа, зачисляются доходы от региональных налогов и сборов по налоговым ставкам, установленным законами субъекта РФ в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Указанные доходы зачисляются в бюджет автономного округа, входящего в состав края, области, по налоговым ставкам, установленным законами соответствующего автономного округа, если иное не предусмотрено договором между ОГВ автономного округа и соответственно ОГВ края или области (п. 2 ст. 26.16);

доходы от федеральных налогов и сборов зачисляются в бюджет края, области, в состав которого (которой) входит автономный округ, по нормативам, установленным Кодексом, если иное не установлено договором между ОГВ автономного округа и соответственно ОГВ края или области (п. 1 ст. 26.17).

КС России в Определении от 12 мая 2005 г. N 234-О <1> в отношении положения абз. 2 п. 4 комментируемой статьи и соответствующих положений Законом об организации органов власти субъектов РФ указал, что они создают надлежащие финансовые условия для осуществления соответствующих полномочий и не изменяют конституционно-правовой статус субъектов РФ, поскольку регулируемые ими вопросы, в том числе вопросы федерального бюджета, федеральных налогов и сборов и федеральных фондов регионального развития, отнесены к ведению РФ (ст. 71 Конституции РФ).

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. 2). Ст. 3201.

Следует обратить внимание на то, что оговорка, согласно которой федеральным законом о федеральном бюджете может быть предусмотрен иной, нежели установленный в п. 4 комментируемой статьи, порядок зачисления доходов от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, включена в статью Законом 2007 г. N 63-ФЗ, хотя федеральный законодатель использовал ранее такую возможность неоднократно.

Примером реализации рассматриваемой оговорки являются нормы ч. ч. 4 и 5 ст. 2 Закон о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг., согласно которым:

доходы от федеральных налогов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и сборов, поступающие от плательщиков на территориях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, в 2008 г. и в плановом периоде 2009 и 2010 гг. подлежат зачислению соответственно в бюджеты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа по установленным Кодексом и названным Законом нормативам, за исключением подлежащих зачислению в бюджет Тюменской области налоговых доходов от налога на прибыль организаций, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ по нормативу в размере 29,5%, и от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) по нормативу распределения в размере 5,0%;

доходы от федеральных налогов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и сборов, поступающие от плательщиков на территориях Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, в 2008 г. подлежат зачислению соответственно в бюджеты Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа по нормативам распределения, установленным Кодексом и названным Законом (на 2009 г. в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 2007 г. N 5-ФКЗ <1> будет составляться и исполняться бюджет нового субъекта РФ - Забайкальского края, образованного в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа).

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3745.

5. В пункте 5 комментируемой статьи предусмотрено, что указанные в этой статье налоговые доходы, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов РФ, полностью или частично могут быть переданы субъектом РФ в соответствующие местные бюджеты. Порядок установления субъектом РФ нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты определен в ст. 58 Кодекса.

Остались вопросы по ст 56 БК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 56 БК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.