Статья 301. Осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением установленного порядка

(Утратила силу с 4 августа 2013 года - Федеральный закон от 23 июля 2013 года N 252-ФЗ)

Комментарий к статье 301 Бюджетного Кодекса РФ

Осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением установленного порядка, предусмотренное ст. 301 Бюджетного кодекса, влечет:

- блокировку расходов;

- наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений;

- вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; при наличии состава преступления к ответственности.

Порядок реализации государственных или муниципальных закупок также определен в ФЗ N 60-ФЗ от 13.12.1994 "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" <1>, Положении об организации закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденном Указом Президента Российской Федерации N 305 от 08.04.1997 <2>, Полномочия по выполнению контроля за правильностью соблюдения процедур возложены на Минэкономразвития России.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1994. N 34. Ст. 3540.
<2> СЗ РФ. 1997. N 15. Ст. 1756.

Другой комментарий к статье 301 БК РФ

В связи с принятием Закона о поставках для государственных и муниципальных нужд Законом 2006 г. N 19-ФЗ КоАП РФ дополнен ст. ст. 7.29 - 7.32 (Федеральным законом 2007 г. от 24 июля 2007 г. N 218-ФЗ <1> внесены существенные изменения), предусматривающими административную ответственность за:

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4015.

несоблюдение требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при принятии решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 7.29);

нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 7.30);

предоставление, опубликование или размещение недостоверной информации о размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также направление недостоверных сведений или внесение их в реестр государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, реестр недобросовестных поставщиков (ст. 7.31);

нарушение условий государственного или муниципального контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 7.32).

Кроме того, в соответствии с Законом 2007 г. N 218-ФЗ в КоАП РФ включена статья 19.7.2 "Непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" (см. комментарий к ст. 17.1 Закона), а статья 19.5 "Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)" КоАП РФ дополнена частью 7, предусматривающей административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа.

Согласно ч. 1 ст. 23.66 КоАП РФ (здесь и далее в ред. от 24 июля 2007 г.) дела об указанных административных правонарушениях рассматривают органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

В ч. 2 указанной статьи установлено, что рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанных органов вправе:

1) руководитель ФОИВ, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, и его заместители;

2) руководители структурных подразделений ФОИВ, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, и их заместители;

3) руководители территориальных органов указанного в п. 2 органа и их заместители;

4) руководители органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд, и их заместители;

5) руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, и их заместители.

Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 94 <1> установлено, что ФАС России является уполномоченным ФОИВ, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, осуществляемых Рособоронзаказом в соответствии с указом Президента РФ.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 9. Ст. 1017.

Приказом ФАС России от 19 ноября 2004 г. N 180 (в ред. Приказа от 15 декабря 2006 г. N 325) <1> установлен перечень должностных лиц территориальных органов ФАС России, которые в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ в пределах компетенции антимонопольного органа вправе составлять и подписывать протокол об административном правонарушении на бланке территориального органа ФАС России. Приказом ФАС России от 5 мая 2005 г. N 85 (в ред. Приказа от 15 декабря 2006 г. N 326) <2> установлен перечень должностных лиц центрального аппарата ФАС России, которые в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ в пределах компетенции антимонопольного органа вправе составлять и подписывать протоколы об административных правонарушениях на бланке ФАС России.

--------------------------------
<1> Российская газета. 2005. 19 января. N 7; БНА. 2007. N 6.
<2> Российская газета. 2005. 31 мая. N 114; БНА. 2007. N 6.

Рособоронзаказ согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по оборонному заказу, утв. Указом Президента РФ от 21 января 2005 г. N 56с <1>, является ФОИВ, осуществляющим деятельность по контролю и надзору за выполнением ФОИВ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами РФ норм и правил в сфере государственного оборонного заказа.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 5. Ст. 358.

Приказом Рособоронзаказа от 7 ноября 2006 г. N 321 (в ред. Приказа от 30 мая 2007 г. N 212) <1> утвержден Перечень должностных лиц Рособоронзаказа, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ (данный Перечень включает 2 раздела: I "Должностные лица центрального аппарата Рособоронзаказа" и II "Должностные лица территориальных органов Рособоронзаказа").

--------------------------------
<1> Российская газета. 2006. 13 декабря. N 280; БНА. 2007. N 29.

В части 1 ст. 28.4 КоАП РФ указано, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 ст. 7.31 данного Кодекса, возбуждаются прокурором.

Необходимо иметь в виду, что в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ с 1 января 2009 г. утрачивает силу ст. 231 Кодекса, предусматривающая блокировку расходов бюджета. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 217 Кодекса), такая мера принуждения в отношении нарушителей бюджетного законодательства РФ, как применение режима блокировки расходов, исключена в рамках нововведений указанного Закона.

Остались вопросы по ст 301 БК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 301 БК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.