Статья 289. Нецелевое использование бюджетных средств

(Утратила силу с 4 августа 2013 года - Федеральный закон от 23 июля 2013 года N 252-ФЗ)

Комментарий к статье 289 Бюджетного Кодекса РФ

Статья 289 комментируемой главы Бюджетного кодекса устанавливает ответственность за нецелевое использование бюджетных средств. Впервые определение нецелевого использования средств было дано в письме Министерства финансов РФ N 3-А2-02 от 16.04.1996 "О нецелевом использовании средств, выделенных из федерального бюджета" <1>, в котором использованием не по целевому назначению (нецелевым использованием) средств, выделенных из федерального бюджета, следовало понимать такое их использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их предоставлении, или приводит к этим результатам, но сопровождается неправомерными действиями или событиями, неправомерность которых закрепляется в правовых актах, в заключаемых договорах или в решениях полномочных органов, определяющих целевой характер выделяемых из федерального бюджета средств.

--------------------------------
<1> Финансовая газета. 1996. N 23.

Действующее законодательство в письме Министерства финансов РФ N 10-5-3/4361 от 02.11.2006 <1> дает иное определение нецелевого использования бюджетных средств, под которым понимается использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

--------------------------------
<1> Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2006. Декабрь. N 23.

В свою очередь, в п. 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" даны следующие разъяснения относительно применения комментируемой статьи: ст. 289 Бюджетного кодекса, регулирующая последствия нецелевого использования бюджетных средств, предусматривает меру принуждения - изъятие бюджетных средств, используемых не по целевому назначению. Данная мера не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, вследствие чего при ее применении нормы этого Кодекса не применяются. Порядок взыскания указанных бюджетных средств регулируется бюджетным законодательством. Взыскание производится в бесспорном порядке государственным органом в области применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ или в случае, предусмотренном статьей 284.1 Бюджетного кодекса, органами, исполняющими бюджеты субъектов РФ (местные бюджеты).

В комментируемой статье Бюджетного кодекса закреплены две меры принуждения:

- нецелевое использование средств федерального бюджета влечет изъятие бюджетных средств, используемых не по целевому назначению;

- на руководителя организации - получателя бюджетных средств может быть наложен административный штраф в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

КоАП РФ в диспозиции ст. 15.14 также дает определение нецелевого использования бюджетных средств - это использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств.

Порядок наложения штрафа за нецелевое использование средств федерального бюджета определен в Инструкции о порядке применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации, рекомендованной для использования в части применения мер принуждения органам, исполняющим бюджеты субъектов РФ, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ N 35н от 26.04.2001 <1>, согласно которой штраф за нецелевое использование средств федерального бюджета начисляется в размере, определенном федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

--------------------------------
<1> РГ. N 138. 2001.

Другой комментарий к статье 289 БК РФ

Как определено в п. 2 Инструкции о порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 26 апреля 2001 г. N 35н, нецелевое использование средств федерального бюджета - это направление и использование средств федерального бюджета на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год, бюджетной росписью федерального бюджета, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

В пункте 2 названной Инструкции также указано, что нецелевое использование средств федерального бюджета выражается в виде:

а) использования средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные бюджетной росписью федерального бюджета и лимитами бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год;

б) использования средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные в утвержденных сметах доходов и расходов на соответствующий финансовый год;

в) использования средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные договором (соглашением) на получение бюджетных кредитов или бюджетных ссуд;

г) использования средств федерального бюджета, полученных в виде субсидий или субвенций на цели, не предусмотренные условиями их предоставления;

д) иных видов нецелевого использования средств федерального бюджета, установленных бюджетным законодательством.

Статья 15.14 КоАП РФ (в ред. от 22 июня 2007 г. <1>) устанавливает административную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств и средств ГВБФ:

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 26. Ст. 3089.

использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб.; на юридических лиц - от 40 тыс. до 50 тыс. руб. (ч. 1);

использование средств ГВБФ получателем средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб.; на юридических лиц - от 40 тыс. до 50 тыс. руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.7 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении получателей средств федерального бюджета и бюджетов ГВБФ рассматривает ФОИВ, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, т.е. Росфиннадзор (см. комментарий к ст. 284 Кодекса). Составлять протоколы о таких административных правонарушениях согласно ст. 28.3 КоАП РФ вправе должностные лица органов внутренних дел - милиции (п. 1 ч. 2) и инспекторы Счетной палаты РФ (ч. 5).

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума ВАС России от 11 мая 2005 г. по делу N 16246/04 <1>, нецелевое использование бюджетных средств не может быть отнесено к категории длящихся правонарушений, поскольку его объективная сторона характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по расходованию средств и завершенностью в момент осуществления операции; множественность таких операций свидетельствует о неоднократности совершения самостоятельных правонарушений. Аналогичная позиция выражена в Обзоре судебной практики ВС России за третий квартал 2005 г. <2>: данное правонарушение не относится к длящимся, поскольку оно не связано с продолжительным непрекращающимся невыполнением или ненадлежащим выполнением нарушителем установленных законом обязанностей, а характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по нецелевому расходованию бюджетных средств.

--------------------------------
<1> Вестник ВАС РФ. 2005. N 8.
<2> Бюллетень ВС РФ. 2006. N 3.

В пункте 14 Постановления Пленума ВАС России от 22 июня 2006 г. N 23 при рассмотрении заявлений учреждений о признании незаконными принятых государственными органами, уполномоченными в области применения мер принуждения, решений об изъятии бюджетных средств, использованных на цели, не соответствующие определенным сметой доходов и расходов условиям получения средств, арбитражным судам предписано исходить из следующего:

комментируемая статья, регулирующая последствия нецелевого использования бюджетных средств, предусматривает меру принуждения - изъятие бюджетных средств, используемых не по целевому назначению. Данная мера не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, вследствие чего при ее применении нормы КоАП РФ не применяются;

порядок взыскания указанных бюджетных средств регулируется бюджетным законодательством. Взыскание производится в бесспорном порядке государственным органом в области применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации или в случае, предусмотренном ст. 284.1 Кодекса, органами, исполняющими бюджеты субъектов РФ (местные бюджеты);

судам следует учитывать, что ни Кодекс, ни иные федеральные законы не предусматривают такую форму изъятия, как уменьшение учреждению бюджетных ассигнований по статье расходов, по которой должно было осуществляться расходование средств в соответствии с их целевым назначением.

Необходимо иметь в виду, что ответственность российских юридических лиц за использование не по целевому назначению бюджетных кредитов устанавливалась ежегодно принимаемыми (начиная с 2001 г.) федеральными законами о федеральном бюджете. Так, в ч. 1 ст. 70 Закона о федеральном бюджете на 2007 г. установлено, что использование не по целевому назначению бюджетных кредитов, предоставленных российским юридическим лицам, влечет наложение штрафа на юридическое лицо (получателя бюджетного кредита) в размере двойной ставки рефинансирования Банка России, действующей на период использования указанных бюджетных кредитов не по целевому назначению. Как определено в ч. 2 указанной статьи, периодом нецелевого использования бюджетных кредитов, предоставленных российским юридическим лицам, признается срок со дня отвлечения средств на цели, не предусмотренные условиями предоставления бюджетного кредита, до дня их возврата в федеральный бюджет или направления для использования по целевому назначению. Однако Закон о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. подобных положений не содержит.

В части 1 ст. 285.1 УК РФ (здесь и далее в ред. от 8 декабря 2003 г. <1>) предусмотрена уголовная ответственность за расходование бюджетных средств должностным лицом их (средств) получателя на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, а в ч. 1 ст. 285.2 УК РФ - за расходование средств ГВБФ должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством РФ, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, совершенное в крупном размере. Части 2 указанных статей устанавливают повышенную ответственность за то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4848.

Согласно примечанию к ст. 285.1 УК РФ крупным размером в указанной статье, а также в ст. 285.2 УК РФ признается сумма бюджетных средств, превышающая 1 млн. 500 тыс. рублей, а особо крупным размером - 7 млн. 500 тыс. рублей.

Остались вопросы по ст 289 БК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 289 БК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.