Статья 269. Финансовый контроль, осуществляемый главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета и главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета

(Утратила силу с 4 августа 2013 года - Федеральный закон от 23 июля 2013 года N 252-ФЗ)

Комментарий к статье 269 Бюджетного Кодекса РФ

Статья 269 предусматривает осуществление финансового контроля главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Непосредственно главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств.

Пункт 1 ст. 269 комментируемой главы устанавливает, что главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств и государственных (муниципальных) унитарных предприятий.

Распорядителем же бюджетных средств (распорядителем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, а получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.

В ст. 269 комментируемой главы определены права главных администраторов по осуществлению контроля за подведомственными администраторами доходов бюджета по осуществлению ими функций администраторов доходов.

Так, администратором доходов бюджета является орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Главный администратор доходов бюджета - это определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета.

Законодатель в этой части говорит о главном администраторе источников финансирования дефицита (администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета), коим является орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие право в соответствии с Бюджетным кодексом осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета в части их правомочий осуществлять финансовый контроль за осуществлением подведомственными администраторами источников финансирования дефицита бюджета по погашению источников финансирования дефицита бюджета и проведении проверки подведомственных администраторов источников финансирования дефицита бюджета.

В свою очередь, бюджетным учреждением считается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

К числу администраторов доходов бюджета причислен также и Центральный банк Российской Федерации. Правовой режим Центрального банка РФ определен в ФЗ "О банках и банковской деятельности" N 395-1 от 02.12.1990 <1>, ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" N 86-ФЗ от 10.07.2002 <2>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.
<2> СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.

Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Согласно ст. 3 Закона о Банке России целями деятельности Центрального банка РФ являются:

- защита и обеспечение устойчивости рубля;

- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

К функции Банка России в рассматриваемой сфере следует отнести обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов.

Другой комментарий к статье 269 БК РФ

1 - 3. Комментируемая статья в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ полностью изложена в новой редакции, необходимость чего вызвана следующим.

Прежде всего указанным Законом полностью изложена в новой редакции ст. 158 Кодекса, определяющая бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. Данные изменения, как и предопределенные ими изменения, внесенные в комментируемую статью, по мнению авторов законопроекта, принятого в качестве Закона 2007 г. N 63-ФЗ, создают необходимые предпосылки для развития бюджетирования, ориентированного на результаты (БОР). В частности, определено, что главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения не только правомерного, но и целевого, эффективного использования бюджетных средств.

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 152 Кодекса), новациями Закона 2007 г. N 63-ФЗ являются введение в состав участников бюджетного процесса и описание бюджетных полномочий главных администраторов (администраторов) доходов бюджета (новая ст. 160.1 Кодекса) и главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета (новая ст. 160.2 Кодекса). Соответственно, комментируемая статья дополнена положениями, определяющими предмет финансового контроля, осуществляемого главными администраторами доходов бюджета и главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

Главные распорядители бюджетных средств в соответствии с п. 1 комментируемой статьи наделены правом проводить проверки подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств и государственных (муниципальных) унитарных предприятий, а главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета согласно п. 3 комментируемой статьи - проверки подведомственных администраторов источников финансирования дефицита бюджета.

В отношении таких основных инструментов финансового контроля, как ревизия и проверка, целесообразно отметить, что согласно определениям, данным в п. 4 Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 14 апреля 2000 г. N 42н <1>:

--------------------------------
<1> Финансовая газета. 2000. N 23.

ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление;

проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.

Однако следует иметь в виду, что указанный Приказ Минфина России от 14 апреля 2000 г. N 42н в соответствии с Приказом Минфина России от 30 мая 2007 г. N 48н <1> признан утратившим силу, так как Приказом Минфина России от 2 мая 2007 г. N 39н утверждена Инструкция о порядке проведения ревизий и проверок Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (см. комментарий к ст. 268 Кодекса). Указанная же Инструкция разницу между ревизией и проверкой не определяет.

--------------------------------
<1> СПС "КП".

Остались вопросы по ст 269 БК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 269 БК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.