Статья 267. Финансовый контроль, осуществляемый Федеральным казначейством

(Утратила силу с 4 августа 2013 года - Федеральный закон от 23 июля 2013 года N 252-ФЗ)

Комментарий к статье 267 Бюджетного Кодекса РФ

В ст. 267 комментируемой главы представлены полномочия Федерального казначейства в сфере финансового контроля.

Федеральное казначейство РФ было образовано в 1992 г. в соответствии с Указом Президента РФ. В настоящее время его деятельность регламентируется Постановлением Правительства РФ N 703 от 01.12.2004 <1>. Оно находится в ведении Министерства финансов РФ.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4908.

Статья 157 Бюджетного кодекса определяет, что органы государственного финансового контроля, созданные федеральными органами исполнительной власти, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Проанализировав комментируемую статью Бюджетного кодекса, можно заявить, что на Федеральное казначейство положениями данной статьи возложены обязанности по осуществлению предварительного и текущего контроля за ведением операций с бюджетными средствами главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Цель, которую преследует на данной стадии этот орган финансового контроля, заключается в предотвращении факта нецелевого использования средств федерального бюджета на стадии выделения бюджетных средств и совершения расходов бюджета.

Предмет предварительного контроля, осуществляемого органами федерального казначейства, следует из определения нецелевого использования бюджетных средств, сформулированного в диспозиции ст. 289 Бюджетного кодекса. В соответствии с данной статьей нецелевым использованием средств федерального бюджета являются направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Более четкое определение нецелевого использования средств федерального бюджета представлено в Инструкции о порядке применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ N 35н от 26.04.2001. Итак, нецелевым использованием средств федерального бюджета является направление и использование средств федерального бюджета на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год, бюджетной росписью федерального бюджета, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Нецелевое использование средств федерального бюджета выражается в виде:

а) использования средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные бюджетной росписью федерального бюджета и лимитами бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год;

б) использования средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные в утвержденных сметах доходов и расходов на соответствующий финансовый год;

в) использования средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные договором (соглашением) на получение бюджетных кредитов или бюджетных ссуд;

г) использования средств федерального бюджета, полученных в виде субсидий или субвенций на цели, не предусмотренные условиями их предоставления;

д) иных видов нецелевого использования средств федерального бюджета, установленных бюджетным законодательством.

Приказом Министерства финансов РФ N 142н от 31.12.2002 утверждена Инструкция о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства РФ лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета. Пункт 49 настоящей Инструкции устанавливает, что орган федерального казначейства при наличии у получателя средств денежного обязательства после проверки платежных документов, в порядке, предусмотренном в п. 55 настоящей Инструкции, и соответствующих документов, подтверждающих факт выполнения работ и оказания услуг или поставки товаров, а также в соответствии с законодательством РФ авансирования работ и услуг согласно условиям договора, в установленном порядке представляет в учреждение банка расчетные и кассовые документы для осуществления им платежа со счета органа федерального казначейства на банковские счета исполнителей работ и услуг, указанных в платежных документах получателя средств.

В соответствии с п. 55 этой же Инструкции оформленные получателем средств платежные поручения принимает уполномоченный руководителем органа федерального казначейства работник, который проверяет правильность оформления платежного документа, соответствие подписей имеющимся образцам в карточке получателя средств, правильность указанных банковских реквизитов органа федерального казначейства, соответствие сумм и показателей бюджетной классификации Российской Федерации, указанных в платежном поручении, содержанию производимой операции и остатку отраженных на лицевом счете получателя средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования. В этом проявляется суть полномочий Федерального казначейства на стадии текущего финансового контроля. После списания денежных средств со счета Федерального казначейства (лицевого счета получателя бюджетных средств) возможна реализация последующего финансового контроля.

Более широкий перечень полномочий Федерального казначейства, в том числе и в области финансового контроля, закреплен в п. 5 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 703 от 01.12.2004 "О Федеральном казначействе" <1>. Так, Федеральное казначейство уполномочено:

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4908.

- доводить до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;

- вести учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;

- открывать в Центральном банке РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством РФ, устанавливать режимы счетов федерального бюджета;

- открывать и вести лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

- вести сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

- вести учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;

- составлять и предоставлять в Министерство финансов РФ оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета РФ;

- получать в установленном порядке от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

- осуществлять распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы РФ в соответствии с законодательством РФ;

- осуществлять прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;

- осуществлять управление операциями на едином счете федерального бюджета;

- осуществлять в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;

- обеспечивать проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы РФ от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в Федеральном казначействе;

- осуществлять предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;

- осуществлять подтверждение денежных обязательств федерального бюджета и совершать разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;

- осуществлять функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Федерального казначейства и реализацию возложенных на него функций. Эти полномочия Федерального казначейства в полной мере можно отнести к числу полномочий в рамках осуществления предварительного и текущего финансового контроля.

Другой комментарий к статье 267 БК РФ

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 166.1 Кодекса), Федеральное казначейство (Казначейство России) согласно п. 1 Положения о Федеральном казначействе является ФОИВ (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Федеральное казначейство находится в ведении Минфина России.

Комментируемая статья, определяющая предмет финансового контроля, осуществляемого Федеральным казначейством, в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ полностью изложена в новой редакции. Данные изменения предопределены тем, что этим же Законом также полностью в новой редакции изложена ст. 166.1 Кодекса, устанавливающая бюджетные полномочия Федерального казначейства. В пояснительной записке к проекту данного Закона отмечалось, что необходимость внесения уточнений в описание полномочий Федерального казначейства в бюджетном процессе вызвана проведенной административной реформой и предлагаемыми законопроектом изменениями в организации бюджетного процесса.

В соответствии с п. 6 Положения Федеральное казначейство с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам установленной сферы деятельности;

давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

организовывать проведение необходимых экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;

привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, а также ученых и специалистов;

осуществлять контроль над деятельностью территориальных органов Федерального казначейства;

создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные органы Федерального казначейства по согласованию с министром финансов РФ;

применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;

создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.

Федеральное казначейство письмом от 6 февраля 2006 г. N 42-7.1-15/5.1-50 "О полномочиях органов Федерального казначейства по проведению предварительного контроля за соблюдением федеральными учреждениями правил размещения заказов для государственных нужд" <1> сообщило, что в компетенцию органов Федерального казначейства не входят функции контроля над соблюдением федеральными учреждениями правил размещения заказов для государственных нужд и они не несут ответственности за оплату денежных обязательств федеральных учреждений по государственным контрактам, размещенным с нарушением положений Закона о поставках для государственных и муниципальных нужд.

--------------------------------
<1> СПС "КП".

Остались вопросы по ст 267 БК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 267 БК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.