(Утратила силу с 4 августа 2013 года - Федеральный закон от 23 июля 2013 года N 252-ФЗ)
Комментарий к статье 266 Бюджетного Кодекса РФ
Пункт 1 ст. 266 комментируемой главы устанавливает, что финансовый контроль со стороны органов исполнительной власти осуществляют Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации, главные распорядители и распорядители бюджетных средств. Финансовый контроль со стороны органов (должностных лиц) местных администраций муниципальных образований проводят финансовые органы муниципальных образований.
В силу п. 1 Положения о Министерстве финансов, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 329 от 30.06.2004 "О Министерстве финансов Российской Федерации", Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в частности, в бюджетной сфере, в области государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Министерство финансов РФ осуществляет свои полномочия в области финансового контроля через свои структурные подразделения и территориальные органы на федеральном и региональном уровнях.
Постановлением Правительства РФ N 703 от 01.12.2004 утверждено Положение о Федеральном казначействе, п. 1 которого установил, что Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Контрольные полномочия финансовых органов субъектов РФ определяются в соответствии с законами субъектов РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о регулировании межбюджетных отношений и др.
Так, ст. 12 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Финансовый контроль от имени местных администраций муниципальных образований, как правило, осуществляется комитетами финансов, органами ведомственного контроля, главными бухгалтерами бюджетных организаций, а в республиках - министерствами финансов, ведомствами и иными органами.
В большинстве субъектов Российской Федерации муниципальные образования и бюджеты созданы на уровне бывших городов областного (краевого, республиканского, окружного) значения и административных районов. В свою очередь, территориальные единицы более низкого уровня (поселки, сельсоветы и др.), ранее имевшие свои бюджеты, переведены на смежное финансирование <1>.
--------------------------------
<1> Пронина Л.И. Реформирование межбюджетных отношений и интересы местного самоуправления // Финансы. 2001. N 11. С. 15.
Органы местного самоуправления в силу п. 1 ст. 132 Конституции РФ самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Пункт 2 ст. 266 комментируемой главы предусматривает, что формы и порядок осуществления финансового контроля органами исполнительной власти, органами (должностными лицами) местных администраций муниципального образования устанавливаются Бюджетным кодексом, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления.
Основными формами осуществления финансового контроля в РФ органами исполнительной власти и органами (должностными лицами) местных администраций муниципального образования являются предварительный, текущий и последующий контроль.
Порядок осуществления финансового контроля органами исполнительной власти устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ, правительствами субъектов РФ, актами федеральных министерств и ведомств. Так, например, порядок проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов РФ установлен Приказом Минфина РФ N 42н от 14.04.2000 <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3258.
В частности, Министерство финансов Российской Федерации уполномочено:
1. Вносить в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства.
2. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принимать следующие нормативные правовые акты:
- порядок формирования отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и консолидированного бюджета Российской Федерации;
- порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета;
- порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации;
- порядок ведения Государственной долговой книги Российской Федерации и передачи Министерству финансов Российской Федерации информации из государственной долговой книги субъекта Российской Федерации и муниципальной долговой книги.
3. Осуществлять:
- составление проекта федерального бюджета;
- утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;
- представление в Правительство Российской Федерации отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
- управление в установленном порядке средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации;
- методическое руководство в области бюджетного планирования, направленного на повышение результативности бюджетных расходов;
- методологическое обеспечение кассового обслуживания органами федерального казначейства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
- организацию ведения главными распорядителями средств федерального бюджета мониторинга бюджетного сектора;
- заключение от имени Российской Федерации договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации и договоров обеспечения регрессных требований гаранта;
- управление в установленном порядке государственным долгом Российской Федерации;
- ведение Государственной долговой книги Российской Федерации и учет информации о долговых обязательствах, отраженных в соответствующих долговых книгах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг;
- обеспечение предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовой год, и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- в установленном порядке ведение переговоров и подписание от имени Правительства Российской Федерации многосторонних соглашений с должниками и кредиторами в рамках Парижского клуба;
- сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных и муниципальных финансов;
- организацию перечисления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- согласование решений Пенсионного фонда Российской Федерации об объемах и структуре размещения средств страховых взносов;
- методическое руководство по использованию реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов, в целях учета расходных обязательств Российской Федерации;
- проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Министерства, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности;
- осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций (п. 5 Постановления Правительства РФ N 329 от 30.06.2004 <1>).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3258.
Другой комментарий к статье 266 БК РФ
1. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, проводят Росфиннадзор и Федеральное казначейство, а также ФОИВ, являющиеся главными распорядителями средств федерального бюджета. Как представляется, п. 1 комментируемой статьи не учитывает изменения, внесенные в ст. 269 Кодекса: к таким органам следует отнести также ФОИВ, являющиеся главными администраторами доходов федерального бюджета и главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти субъекта РФ, осуществляют финансовые органы субъектов РФ (органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов РФ) и (или) уполномоченные ими органы, также органы исполнительной власти субъектов РФ, являющиеся главными распорядителями средств бюджета субъекта РФ. С учетом сделанного выше замечания к таким органам следует отнести также органы исполнительной власти субъектов РФ, являющиеся главными администраторами доходов бюджета субъекта РФ и главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ.
Финансовый контроль, осуществляемый органами (должностными лицами) местных администраций муниципальных образований, проводят финансовые органы муниципальных образований (органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов) и (или) уполномоченные ими органы, а также органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, являющиеся главными распорядителями средств местного бюджета. К таким органам следует отнести также органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, являющиеся главными администраторами доходов местного бюджета и главными администраторами источников финансирования дефицита местного бюджета.
2. В части установления форм и порядка осуществления финансового контроля органами исполнительной власти, органами (должностными лицами) местных администраций муниципальных образований п. 2 комментируемой статьи содержит бланкетную норму: данные вопросы регулируются Кодексом, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальными правовыми актами ОМСУ.