Статья 264.11. Рассмотрение и утверждение годового отчета об исполнении федерального бюджета Государственной Думой

1. При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума заслушивает:
доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета;
доклад Председателя Счетной палаты Российской Федерации о заключении Счетной палаты Российской Федерации на годовой отчет об исполнении федерального бюджета.

По предложению Председателя Государственной Думы либо по собственной инициативе Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации могут выступить или представить доклады с анализом рассмотренных в течение отчетного финансового года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства Российской Федерации.

2. По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума принимает либо отклоняет федеральный закон об исполнении федерального бюджета.

В случае отклонения Государственной Думой федерального закона об исполнении федерального бюджета он возвращается для устранения фактов недостоверного или неполного отражения данных и повторного представления в срок, не превышающий одного месяца.

3. Государственная Дума рассматривает федеральный закон об исполнении федерального бюджета не позднее 1 октября текущего года.

Комментарий к статье 264.11 Бюджетного Кодекса РФ

Статья 264.11 содержит процессуальные нормы и устанавливает особенности процедуры рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении федерального бюджета Государственной Думой.

Поскольку Бюджетный кодекс Российской Федерации не предусматривает иного, проект федерального закона об исполнении федерального бюджета рассматривается в трех чтениях.

Обсуждение проекта федерального закона начинается с доклада субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, или его представителя и содоклада представителя ответственного комитета.

Процедура рассмотрения и утверждения проекта федерального закона об исполнении федерального бюджета Государственной Думой отличается от рассмотрения проектов других федеральных законов тем, что помимо доклада субъекта права законодательной инициативы Государственная Дума заслушивает также:

- доклад Министра финансов об исполнении федерального бюджета;

- доклад Председателя Счетной палаты Российской Федерации о заключении Счетной палаты Российской Федерации на годовой отчет об исполнении федерального бюджета.

Также по предложению Председателя Государственной Думы либо по собственной инициативе Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации могут выступить или представить доклады с анализом рассмотренных в течение отчетного финансового года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства Российской Федерации.

По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума вправе принять одно из двух решений:

- либо принимает федеральный закон об исполнении федерального бюджета;

- либо отклоняет федеральный закон об исполнении федерального бюджета.

Бюджетный кодекс Российской Федерации не регулирует отношения, возникающие в случае отклонения федерального закона об исполнении федерального бюджета.

Другой комментарий к статье 264.11 БК РФ

1. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи при рассмотрении Государственной Думой отчета об исполнении федерального бюджета в обязательном порядке заслушиваются:

доклад министра финансов РФ об исполнении федерального бюджета. Министр финансов РФ при этом выступает как представитель Правительства РФ - субъекта законодательной инициативы, внесшего в установленном ст. 264.10 Кодекса порядке проект федерального закона об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год;

доклад Председателя Счетной палаты РФ о заключении Счетной палаты РФ на годовой отчет об исполнении федерального бюджета. Согласно п. 3 ст. 264.9 Кодекса указанное заключение должно быть представлено Счетной палатой РФ в Государственную Думу не позднее 15 сентября текущего финансового года.

Пункт 1 комментируемой статьи также предусматривает, что по предложению Председателя Государственной Думы либо по собственной инициативе могут выступить или представить доклады с анализом рассмотренных в течение отчетного финансового года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства РФ:

Генеральный прокурор РФ. Следует отметить, что п. 2 ранее действовавшей ст. 279 Кодекса предусматривал обязательное заслушивание доклада Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства;

Председатель КС России, Председатель ВАС России, Председатель ВС России. В соответствии с ч. 1 ст. 104 Конституции РФ КС России, ВАС России и ВС России являются субъектами права законодательной инициативы по вопросам их ведения.

2. Пункт 2 комментируемой статьи, согласующийся с общей нормой п. 3 ст. 264.5 Кодекса, предусматривает только два возможных решения, принимаемых Государственной Думой по результатам рассмотрения годового отчета об исполнении федерального бюджета:

решение об утверждении федерального закона об исполнении федерального бюджета;

решение об отклонении федерального закона об исполнении федерального бюджета.

Как следует из п. 3 ст. 264.5 Кодекса, основанием для отклонения федерального закона об исполнении федерального бюджета являются факты недостоверного или неполного отражения данных в годовом отчете об исполнении федерального бюджета. В этом случае федеральный закон об исполнении федерального бюджета возвращается Правительству РФ для устранения таких фактов и повторного представления. Срок повторного представления годового отчета об исполнении федерального бюджета после устранения фактов недостоверного или неполного отражения данных не должен превышать один месяц.

Остались вопросы по ст 264.11 БК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 264.11 БК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.