Статья 236. Размещение бюджетных средств на депозитах, передача бюджетных средств в доверительное управление

1. Размещение бюджетных средств на банковских депозитах, получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передача полученных доходов в доверительное управление не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом .

2. Действие настоящей статьи не распространяется на Российскую Федерацию, а также на субъекты Российской Федерации в части размещения бюджетных средств на банковских депозитах, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций, а также предоставляемых субъектам Российской Федерации из Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 20 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. Порядок размещения бюджетных средств на банковские депозиты определяется соответственно Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации .

Требования к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства бюджетов субъектов Российской Федерации на банковские депозиты, должны быть не ниже уровня требований, установленных Правительством Российской Федерации к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты.
3. Срок размещения бюджетных средств на банковских депозитах субъектами Российской Федерации не может превышать шесть месяцев.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность за обеспечение возврата средств соответственно в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.

4. Средства федерального бюджета могут быть размещены на депозитах в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 406-ФЗ)

Комментарий к статье 236 Бюджетного Кодекса РФ

Статья 236 Бюджетного кодекса устанавливает ограничения на использование денежных средств бюджета. В частности, не допускается размещение бюджетных средств на банковских депозитах, получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передача полученных доходов в доверительное управление. Несоблюдение этих требований приводит к нецелевому использованию средств бюджета и влечет ответственность, установленную в ст. 302 Бюджетного кодекса. Указанные в п. 1 ст. 236 Бюджетного кодекса действия не распространяются на РФ, субъекты РФ, которые не получают дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов РФ. Под дотациями понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

Статьи 237 - 238. Утратили силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.

Другой комментарий к статье 236 БК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи установлен запрет на:

размещение бюджетных средств на банковских депозитах;

получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах;

передачу полученных доходов в доверительное управление.

Изъятия из данных запретов предусмотрены непосредственно в п. 2 комментируемой статьи.

2. Пункт 2, предусматривающий изъятия из общего правила о недопустимости размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передачи бюджетных средств в доверительное управление для тех субъектов РФ, которые не получают дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов РФ, введен в комментируемую статью Законом 2004 г. N 195-ФЗ.

Внесение данной поправки в пояснительной записке к проекту указанного Закона обосновывалось необходимостью регламентировать отношения в области полномочий органов власти субъектов РФ и Федерального казначейства по рациональному и эффективному использованию бюджетных средств. По мнению авторов законопроекта, принятие данных изменений позволит субъектам РФ (не получающим дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов РФ), располагающим свободными денежными средствами, обеспечить их эффективное использование без выведения основной части средств из системы Банка России, а также использовать имеющиеся в распоряжении региональных органов власти бюджетные средства для извлечения дополнительных доходов бюджета и решения социальных и иных задач, стоящих перед регионами, и при этом с учетом требования об обязательном определении порядка внесения средств на депозиты уполномоченными ОГВ субъекта РФ.

Порядок размещения средств бюджета субъекта РФ на банковские депозиты определяет высший исполнительный ОГВ субъекта РФ в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с изменениями, внесенными Законом 2007 г. N 63-ФЗ, предусмотрено изъятие из общего правила о недопустимости размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передачи бюджетных средств в доверительное управление для России. Порядок размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты определяет Правительство РФ в соответствии с законодательством РФ.

3. Пункт 3 комментируемой статьи закрепляет, что в случае размещения в порядке, предусмотренном п. 2 комментируемой статьи, бюджетных средств на банковских депозитах, передачи бюджетных средств в доверительное управление ФОИВ несут ответственность за обеспечение возврата средств в федеральный бюджет, а органы исполнительной власти субъектов РФ - за обеспечение возврата средств в бюджеты субъектов РФ.

В статье 302 Кодекса предусмотрены меры принуждения, применяемые в случае размещения бюджетных средств на банковских депозитах либо передачи их в доверительное управление с нарушением порядка, установленного комментируемой статьей.

Статьи 237 - 238. Утратили силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.

Комментарий к статьям 237 - 238

Статья 237 Кодекса предусматривала права бюджетного учреждения при неполном финансировании и задержке финансирования, а ст. 238 Кодекса - право получателей бюджетных средств при исполнении бюджета в случае неполного финансирования в течение нормативного срока лимита бюджетных обязательств на компенсацию в размере недофинансирования. Указанные статьи утратили силу в связи с принятием Закона 2007 г. N 63-ФЗ. Однако ст. 293 Кодекса, предусматривающая в случае неперечисления либо несвоевременного перечисления бюджетных средств получателям бюджетных средств применение наряду с прочим такой меры, как выплата компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования, оставлена без изменения.

Остались вопросы по ст 236 БК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 236 БК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.