Статья 23.1. Классификация операций сектора государственного управления

1. Код классификации операций сектора государственного управления включает группу, статью и подстатью классификации операций сектора государственного управления.

2. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами классификации операций сектора государственного управления являются:
1) доходы;
2) расходы;
3) поступление нефинансовых активов;
4) выбытие нефинансовых активов;
5) поступление финансовых активов;
6) выбытие финансовых активов;
7) увеличение обязательств;
8) уменьшение обязательств.

3. Единый для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации перечень статей и подстатей классификации операций сектора государственного управления устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.

4. Порядок применения классификации операций сектора государственного управления устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.

5. Министерство финансов Российской Федерации утверждает общие требования к порядку формирования перечня подстатей классификации операций сектора государственного управления при дополнительной детализации операций сектора государственного управления.

Комментарий к статье 23.1 Бюджетного Кодекса РФ

Классификация операций сектора государственного управления отличается от предыдущих классификаций тем, что все коды, составляющие код данной классификации, являются едиными для всех уровней бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не могут быть детализированы ни субъектами Российской Федерации, ни муниципальными образованиями.

Данная классификация также имеет свой код, который подразделяется на коды группы, статьи и подстатьи операций сектора государственного управления.

Операции сектора включают в себя как доходы, так и расходы бюджетов, а также другие источники формирования активов и обязательств государства.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации утверждены единые для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группы и статьи операций сектора государственного управления. Классификация операций сектора государственного управления насчитывает восемь групп, которые делятся на статьи:

1) доходы:

налоговые доходы;

доходы от собственности;

доходы от оказания платных услуг;

суммы принудительного изъятия;

безвозмездные поступления от бюджетов;

взносы на социальные нужды;

доходы от операций с активами;

прочие доходы;

2) расходы:

оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда;

оплата работ, услуг;

обслуживание государственного (муниципального) долга;

безвозмездные перечисления организациям;

безвозмездные перечисления бюджетам;

социальное обеспечение;

расходы по операциям с активами;

прочие расходы;

3) поступление нефинансовых активов:

увеличение стоимости основных средств;

увеличение стоимости нематериальных активов;

увеличение стоимости непроизведенных активов;

увеличение стоимости материальных запасов;

4) выбытие нефинансовых активов:

уменьшение стоимости основных средств;

уменьшение стоимости нематериальных активов;

уменьшение стоимости непроизведенных активов;

уменьшение стоимости материальных запасов;

5) поступление финансовых активов:

поступление на счета бюджетов;

увеличение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале;

увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале;

увеличение задолженности по бюджетным кредитам;

увеличение стоимости иных финансовых активов;

увеличение прочей дебиторской задолженности;

6) выбытие финансовых активов:

выбытие со счетов бюджетов;

уменьшение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале;

уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале;

уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам;

уменьшение стоимости иных финансовых активов;

уменьшение прочей дебиторской задолженности;

7) увеличение обязательств:

увеличение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу;

увеличение задолженности по внешнему государственному долгу;

увеличение прочей кредиторской задолженности;

8) уменьшение обязательств:

уменьшение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу;

уменьшение задолженности по внешнему государственному долгу;

уменьшение прочей кредиторской задолженности.

Единый для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации перечень подстатей операций сектора государственного управления, а также порядок применения классификации операций сектора государственного управления устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.

Статьи 24 - 27. Утратили силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.

Другой комментарий к статье 23.1 БК РФ

1 - 2. Классификация операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления, КОСГУ) введена в соответствии с изменениями, внесенными в Кодекс Законом 2007 г. N 63-ФЗ. Как отмечалось в пояснительной записке к законопроекту, ранее в составе бюджетной классификации отсутствовала универсальная для доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов классификация операций по их экономическому содержанию, что не позволяло объединить бюджетную классификацию с планом счетов бюджетного учета и перейти к внедрению элементов метода начислений. Для устранения этих принципиальных недостатков сложившейся системы бюджетного учета и введена классификация операций сектора государственного управления, к которому относятся ОГВ (ОМСУ) и государственные (муниципальные) учреждения.

КОСГУ предусматривает группировку бюджетных операций по их экономическому содержанию с возможностью ее применения для бюджетного учета как по кассовому методу, так и по методу начислений. Метод начислений позволяет сопоставлять себестоимость оказываемых единицами сектора государственного управления услуг, повысить прозрачность финансовой деятельности органов власти и бюджетных учреждений, формировать информацию о финансовых последствиях принимаемых решений в налогово-бюджетной сфере и о состоянии активов и обязательств публично-правовых образований. Одновременно существенно расширяются возможности по более детальному отражению расходных обязательств, исполняемых теми или иными главными распорядителями бюджетных средств, реализуемых ими долгосрочных или ведомственных целевых программ, развитию управленческого учета и внутреннего контроля за эффективностью использования бюджетных средств.

В пункте 1 комментируемой статьи установлена структура кода КОСГУ. Данный код состоит из кода группы, статьи и подстатьи операций сектора государственного управления.

Код КОСГУ в части операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов, является структурным элементом кода классификации доходов бюджетов (подп. 4 п. 1 ст. 20 Кодекса), в части операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, - структурным элементом кода классификации расходов бюджетов (подп. 3 п. 1 ст. 21 Кодекса), в части операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов, - структурным элементом кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов (подп. 3 п. 1 ст. 23 Кодекса).

Единый для всех бюджетов бюджетной системы РФ перечень групп и статей операций сектора государственного управления установлен в п. 2 комментируемой статьи.

3 - 4. Установление единого для всех бюджетов бюджетной системы РФ перечня подстатей операций сектора государственного управления в соответствии с п. 3 комментируемой статьи относится к полномочиям Минфина России.

К полномочиям Минфина России согласно п. 4 комментируемой статьи относится и установление порядка применения КОСГУ.

В рамках данных полномочий в разд. V Указаний о порядке применения бюджетной классификации определен порядок применения следующих статей и подстатей КОСГУ, которые используются при составлении и исполнении бюджетов (порядок применения статей и подстатей, применяемых в целях бюджетного учета, определяется в нормативных актах Минфина России, регулирующих бюджетный учет):

Группа 100 Доходы;

Статья 110 Налоговые доходы;

Статья 120 Доходы от собственности;

Статья 130 Доходы от оказания платных услуг;

Статья 140 Суммы принудительного изъятия;

Статья 150 Безвозмездные поступления от бюджетов;

Подстатья 151 Поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ;

Подстатья 152 Поступления от наднациональных организаций и правительств иностранных государств;

Подстатья 153 Поступления от международных финансовых организаций;

Статья 160 Взносы на социальные нужды;

Статья 170 Доходы от операций с активами;

Подстатья 171 Доходы от переоценки активов;

Статья 180 Прочие доходы;

Группа 200 Расходы;

Статья 210 Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда;

Подстатья 211 Заработная плата;

Подстатья 212 Прочие выплаты;

Подстатья 213 Начисления на выплаты по оплате труда;

Статья 220 Оплата работ, услуг;

Подстатья 221 Услуги связи;

Подстатья 222 Транспортные услуги;

Подстатья 223 Коммунальные услуги;

Подстатья 224 Арендная плата за пользование имуществом;

Подстатья 225 Работы, услуги по содержанию имущества;

Подстатья 226 Прочие работы, услуги;

Статья 230 Обслуживание государственного (муниципального) долга;

Подстатья 231 Обслуживание внутреннего долга;

Подстатья 232 Обслуживание внешнего долга;

Статья 240 Безвозмездные перечисления организациям;

Подстатья 241 Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям;

Подстатья 242 Безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций;

Статья 250 Безвозмездные перечисления бюджетам;

Подстатья 251 Перечисления другим бюджетам бюджетной системы РФ;

Подстатья 252 Перечисления наднациональным организациям и правительствам иностранных государств;

Подстатья 253 Перечисления международным организациям;

Статья 260 Социальное обеспечение;

Подстатья 261 Пенсии, пособия и выплаты по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения;

Подстатья 262 Пособия по социальной помощи населению;

Подстатья 263 Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления;

Статья 290 Прочие расходы;

Группа 300 Поступление нефинансовых активов;

Статья 310 Увеличение стоимости основных средств;

Статья 320 Увеличение стоимости нематериальных активов;

Статья 330 Увеличение стоимости непроизведенных активов;

Статья 340 Увеличение стоимости материальных запасов;

Группа 400 Выбытие нефинансовых активов;

Статья 410 Уменьшение стоимости основных средств;

Статья 430 Уменьшение стоимости непроизведенных активов;

Статья 440 Уменьшение стоимости материальных запасов;

Группа 500 Поступление финансовых активов;

Статья 510 Поступление на счета бюджетов;

Статья 520 Увеличение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале;

Статья 530 Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале;

Статья 540 Увеличение задолженности по бюджетным кредитам;

Статья 550 Увеличение стоимости иных финансовых активов;

Группа 600 Выбытие финансовых активов;

Статья 610 Выбытие со счетов бюджетов;

Статья 620 Уменьшение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале;

Статья 630 Уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале;

Статья 640 Уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам;

Статья 650 Уменьшение стоимости иных финансовых активов;

Группа 700 Увеличение обязательств;

Статья 710 Увеличение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу;

Статья 720 Увеличение задолженности по внешнему государственному долгу;

Группа 800 Уменьшение обязательств;

Статья 810 Уменьшение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу;

Статья 820 Уменьшение задолженности по внешнему государственному долгу.

Статьи 24 - 25. Утратили силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.

Комментарий к статьям 24 - 25

Статья 24 Кодекса была посвящена ведомственной классификации расходов федерального бюджета, а ст. 25 Кодекса - ведомственной классификации расходов бюджетов субъектов РФ и ведомственной классификации расходов местных бюджетов. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 19 Кодекса), вместо ранее действовавших трех видов классификации расходов бюджетов (функциональной, экономической и ведомственной классификаций) в настоящее время действует единая классификация расходов бюджетов, которая регламентирована положениями ст. 21 Кодекса.

Статьи 26 - 27. Утратили силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.

Комментарий к статьям 26 - 27

Положения ст. 26 Кодекса устанавливали единство бюджетной классификации РФ, а ст. 27 Кодекса предусматривала право законодательных (представительных) органов субъектов РФ и ОМСУ на детализацию объектов бюджетной классификации РФ. Выше говорилось (см. комментарий к ст. 18 Закона), что в настоящее время базовые, единые для бюджетов бюджетной системы РФ позиции двух первых уровней (группа - подгруппа, раздел - подраздел, группа - статья) каждого вида бюджетной классификации устанавливаются непосредственно Кодексом. Одновременно Минфину России предоставлено право утвердить единые позиции классификации доходов (предопределенных законами, устанавливающими состав доходных источников бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) и операций сектора государственного управления (предопределенных их экономическим содержанием) на более низких уровнях. Что касается классификации расходов и источников финансирования дефицита бюджетов, то при их определении, напротив, существенно расширена самостоятельность каждого уровня власти (см. комментарий к ст. ст. 21 и 23 Кодекса).

Остались вопросы по ст 23.1 БК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 23.1 БК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.