Статья 203. Порядок работы согласительной комиссии в случае отклонения Государственной Думой в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период

1. В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и передачи его в согласительную комиссию в течение 10 дней указанная комиссия разрабатывает вариант основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период .

2. Решение согласительной комиссии принимается раздельным голосованием членов согласительной комиссии от Государственной Думы, от Совета Федерации и от Правительства Российской Федерации (далее - стороны). Решение считается принятым стороной, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании согласительной комиссии представителей данной стороны. Результаты голосования каждой стороны принимаются за один голос. Решение считается согласованным, если его поддержали три стороны. Решение, против которого возражает хотя бы одна сторона, считается несогласованным.

3. По окончании работы согласительной комиссии Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение Государственной Думы согласованные основные характеристики федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, а также законопроекты, связанные с основными характеристиками федерального бюджета .

Позиции, по которым стороны не выработали согласованного решения, вносятся на рассмотрение Государственной Думы.

4. По итогам рассмотрения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период принимается постановление Государственной Думы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и об основных характеристиках федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период .

Если Государственная Дума не принимает решения по основным характеристикам федерального бюджета по итогам работы согласительной комиссии, проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период считается повторно отклоненным в первом чтении .

При повторном отклонении в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственная Дума не имеет права повторно направить указанный законопроект в согласительную комиссию или вернуть его в Правительство Российской Федерации. Повторное отклонение проекта федерального закона о федеральном бюджете возможно лишь в случае, если Государственная Дума ставит вопрос о доверии Правительству Российской Федерации .

При утверждении основных характеристик федерального бюджета в первом чтении Государственная Дума по итогам работы согласительной комиссии не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение согласительной комиссии.

Комментарий к статье 203 Бюджетного Кодекса РФ

Согласительная комиссия состоит из представителей Государственной Думы, представителей Совета Федерации и представителей Правительства Российской Федерации. В случае отклонения Государственной Думой в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и передачи его в согласительную комиссию в течение 10 дней данная комиссия разрабатывает вариант основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Порядок голосования и принятия решения согласительной комиссией регламентируется п. 2 ст. 203 БК РФ:

- решение принимается раздельным голосованием членов согласительной комиссии от Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ;

- решение считается принятым стороной, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании согласительной комиссии представителей данной стороны;

- результаты голосования каждой стороны принимаются за один голос;

- решение считается согласованным, если его поддержали три стороны;

- решение, против которого возражает хотя бы одна сторона, считается несогласованным.

По окончании работы согласительной комиссии Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы согласованные основные характеристики федерального бюджета.

Позиции, по которым стороны не выработали согласованного решения, вносятся на рассмотрение Государственной Думы.

По итогам рассмотрения Государственной Думой в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период принимается постановление Государственной Думы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и об основных характеристиках федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Законодатель закрепил норму, что если Государственная Дума не принимает решения по основным характеристикам федерального бюджета по итогам работы согласительной комиссии, то тогда проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период считается повторно отклоненным в первом чтении.

При повторном отклонении в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственная Дума не имеет права во второй раз направить указанный законопроект в согласительную комиссию или вернуть его в Правительство РФ. Повторное отклонение проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период возможно лишь в случае, если Государственная Дума ставит вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.

Другой комментарий к статье 203 БК РФ

1. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 202 Кодекса), создание согласительной комиссии предусмотрено в качестве возможного решения, принимаемого Государственной Думой в случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Следует отметить, что создание согласительной комиссии при отклонении Государственной Думой проектов федеральных законов в первом чтении не является обычной процедурой законодательного процесса. Часть 4 ст. 105 Конституции, а вслед за ней и Регламент Государственной Думы предусматривают единственный случай создания согласительной комиссии - отклонение Советом Федерации федерального закона, принятого Государственной Думой.

В соответствии со ст. 202 Кодекса согласительная комиссия формируется из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ. Целью создания согласительной комиссии является разработка согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета в соответствии с предложениями и рекомендациями, изложенными в заключениях комитетов, ответственных за рассмотрение предмета первого чтения, и заключении комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение бюджета.

В п. 1 комментируемой статьи установлено, что согласительная комиссия в течение 10 дней с момента поступления к ней отклоненного законопроекта разрабатывает вариант основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

2. Пункт 2 комментируемой статьи определяет порядок голосования и принятия решения согласительной комиссией:

решение принимается раздельным голосованием членов согласительной комиссии от Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ;

решение считается принятым стороной, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании согласительной комиссии представителей данной стороны;

результаты голосования каждой стороны принимаются за один голос;

решение считается согласованным, если его поддержали три стороны;

решение, против которого возражает хотя бы одна сторона, считается несогласованным.

3. Согласно п. 3 комментируемой статьи по окончании работы согласительной комиссии Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы:

согласованные основные характеристики федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период;

законопроекты, связанные с основными характеристиками федерального бюджета.

Позиции, по которым стороны не выработали согласованного решения, подлежат внесению на рассмотрение Государственной Думы.

4. Пункт 4 комментируемой статьи предусматривает два возможных решения, принимаемых Государственной Думой по итогам рассмотрения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период по окончании работы согласительной комиссии:

решение о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете и об основных характеристиках федерального бюджета на очередной финансовый год. При этом прямо установлено, что при утверждении основных характеристик федерального бюджета в первом чтении Государственная Дума по итогам работы согласительной комиссии не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение согласительной комиссии;

повторное отклонение в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете. При этом прямо установлено, что Государственная Дума не имеет права во второй раз направить указанный законопроект в согласительную комиссию или вернуть его в Правительство РФ. Повторное отклонение проекта федерального закона о федеральном бюджете возможно лишь в случае, если Государственная Дума ставит вопрос о доверии Правительству РФ.

Остались вопросы по ст 203 БК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 203 БК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.