Участниками бюджетного процесса на федеральном уровне являются :
Президент Российской Федерации;
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
Правительство Российской Федерации;
Министерство финансов Российской Федерации;
Федеральное казначейство;
абзац утратил силу с 1 января 2008 года - Федеральный закон от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ ;
Центральный банк Российской Федерации ;
Счетная палата Российской Федерации;
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации ;
главные распорядители, распорядители и получатели средств федерального бюджета ;
абзац утратил силу с 1 января 2008 года - Федеральный закон от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ ;
главные распорядители, распорядители и получатели средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации ;
главные администраторы (администраторы) доходов федерального бюджета ;
главные администраторы (администраторы) доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации ;
главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита федерального бюджета ;
главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации .
Комментарий к статье 164 Бюджетного Кодекса РФ
Согласно ст. 164 БК РФ участниками бюджетного процесса на федеральном уровне являются:
- Президент РФ, который в соответствии с ч. 1 ст. 80 Конституции РФ является главой государства; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80 Конституции РФ); подписывает и обнародует федеральные законы (п. "д" ст. 84 Конституции РФ), обращается с ежегодным бюджетным посланием к Федеральному Собранию РФ (ст. 170 БК РФ);
- Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, которые образуют Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ). В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов;
- Правительство Российской Федерации, которое осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации (п. 1 ст. 110 Конституции РФ). Правительство обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета (пп. "а", "б" п. 1 ст. 114 Конституции РФ);
- Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр и пари, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма <1>. Бюджетные полномочия Министерства финансов закреплены в ст. 165 БК РФ, исключительные полномочия Министра финансов Российской Федерации в ст. 166 БК РФ;
--------------------------------
<1> См.: Положение о Министерстве финансов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 // СЗ РФ. 2004. N 31. С. 3258.
- Федеральное казначейство - является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю над ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета <1>. Бюджетные полномочия Федерального казначейства закреплены в ст. 166.1 Кодекса. Финансовый контроль, осуществляемый Федеральным казначейством, регулируется положениями ст. 267 Кодекса;
--------------------------------
<1> См.: Положение о Федеральном казначействе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 703 // СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4908.
- Центральный банк Российской Федерации, который во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику <1>. Центральный банк Российской Федерации обслуживает счета бюджетов. Центральный банк Российской Федерации осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации;
--------------------------------
<1> См.: ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.
- Счетная палата Российской Федерации. В п. 5 ст. 101 Конституции РФ установлено, для ведения контроля над исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом. Согласно ст. 1 ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему <1>;
--------------------------------
<1> См.: ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" от 11 января 1995 г. // СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 167.
- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля <1>;
--------------------------------
<1> См.: Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278 // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2561.
- органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 144 БК РФ бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются: бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации; бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации; бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
- главные распорядители, распорядители и получатели средств федерального бюджета;
- главные распорядители, распорядители и получатели средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
- главные администраторы (администраторы) доходов федерального бюджета;
- главные администраторы (администраторы) доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
- главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита федерального бюджета;
- главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Другой комментарий к статье 164 БК РФ
Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 152 Кодекса), в рамках проведения комплексной реформы бюджетного процесса внесенными Законом 2007 г. N 63-ФЗ изменениями установлено системное описание общих (единых для всех бюджетов бюджетной системы РФ) особенностей полномочий участников бюджетного процесса.
Соответственно, изменениями, внесенными указанным Законом:
установлен закрытый перечень участников бюджетного процесса на федеральном уровне;
введены в состав участников бюджетного процесса федерального уровня и описаны бюджетные полномочия главных администраторов (администраторов) доходов федерального бюджета и бюджетов федеральных ГВБФ, главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита федерального бюджета и бюджетов федеральных ГВБФ;
уточнены описания полномочий главного распорядителя (распорядителя) и получателя бюджетных средств;
к получателям бюджетных средств отнесены только ОГВ (ОМСУ) и бюджетные учреждения.
Как установлено в п. 2 ст. 152 Кодекса, особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся федеральными ОГВ (а речь идет прежде всего о ФОИВ) или государственными органами (органы управления ГВБФ и т.п.), наряду с Кодексом устанавливаются принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.