(Статья утратила силу с 1 января 2008 года - Федеральный закон от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ)
Комментарий к статье 160.1 Бюджетного Кодекса РФ
Комментируемая статья определяет бюджетную компетенцию таких участников бюджетного процесса, как главные администраторы доходов бюджета и администраторы доходов бюджета.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 995 утверждены Правила осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Также указанным документом за федеральными органами государственной власти (государственными органами) закреплены источники доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов согласно приложению.
"Официальная позиция"
Минфин России в Письмах от 18.02.2014 N 02-06-10/6776 и от 01.11.2014 N 02-06-10/56150 обратил внимание, что согласно БК РФ и Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) финансовые требования к плательщикам по исполнению платежей в бюджет для целей бухгалтерского (бюджетного) учета являются самостоятельным объектом учета.
Вместе с тем следует отметить, что на балансе подлежат отражению не все требования, вытекающие из законодательства Российской Федерации, а лишь те из них, которые относятся к активам.
Таким образом, в случае если по результатам осуществления мер по взысканию задолженности установлена невозможность поступления денежных средств в доход бюджета (поступления имущественных выгод), такая задолженность (нереальная к взысканию), согласно пункту 339 Инструкции об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), отражается на забалансовом счете 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов" (далее - счет 04).
При этом внебалансовый учет задолженности, не являющейся активом (нереальной к взысканию задолженности), осуществляется в целях наблюдения за возможностью взыскания таковой в случае изменения имущественного положения должников (в течение пяти лет либо иного срока, установленного законодательством для возобновления взыскания).
Согласно пункту 34 Инструкции N 157н принятие активов к учету, а также их выбытие, в том числе в результате принятия решения об их списании, если иное не установлено указанной Инструкцией, осуществляются на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом).
Таким образом, в случае установления администратором в ходе осуществления взыскания оснований невозможности реализации предъявления требований к должнику, в том числе в связи с его отсутствием (ликвидацией юридического лица, смертью должника и т.д.), задолженность указанного должника, ввиду невозможности возобновления ее взыскания, может быть списана учреждением со счета 04.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона N 402-ФЗ и пунктом 6 Инструкции N 157н к компетенции учреждения относится урегулирование в рамках его учетной политики порядка списания задолженности ввиду невозможности ее востребования.
Учитывая изложенное, администратор доходов бюджета, обладающий в соответствии с БК РФ полномочиями по взысканию задолженности, в том числе по принятию решения о прекращении взыскания задолженности ввиду невозможности ее востребования, вправе списать указанную задолженность со счета 04 в соответствии с порядком, утвержденным актом администратора в рамках формирования своей учетной политики.
"Судебная практика"
В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 27.12.2013 N Ф03-6662/2013 суд отклонил довод таможни о том, что она не является администратором доходов федерального бюджета и не обладает полномочиями по принятию решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, как противоречащий пункту 2 статьи 160.1 БК РФ, Федеральному закону от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", а также положениям частей 1, 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", поскольку в силу указанных нормативных правовых актов именно к компетенции таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств, отнесено принятие решения о возврате таможенных платежей, а также фактический возврат денежных средств.
В Постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2013 N 05АП-6656/2013 суд, удовлетворяя заявление организации о признании незаконным решения таможни в части отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, исчисленных по декларации на товары, оформленного письмом, признал несостоятельным довод таможни о том, что она не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку как администратор доходов бюджета таможенный орган в силу положений статьи 160.1 БК РФ является только посредником в процессе перевода денежных средств от плательщиков таможенных платежей к Федеральному казначейству и непосредственным собственником взысканных платежей является Федеральное казначейство, именно оно вправе осуществлять возврат. Как разъяснил суд, к компетенции таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств, отнесено принятие решения о возврате таможенных платежей, а также фактический возврат денежных средств, кроме того, непосредственно к правоотношениям таможенного органа и плательщика таможенных платежей в рассматриваемом случае положения бюджетного законодательства не применимы.
Другой комментарий к статье 160 БК РФ
Утратившая силу в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ ст. 160 Кодекса содержала перечень вопросов, за которые ответственны главный распорядитель и распорядитель бюджетных средств. Как представляется, законодатель не считает необходимым специально выделять нормы об ответственности главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств. Ответственности за нарушения бюджетного законодательства РФ посвящена ч. 4 Кодекса, в ст. 281 которой установлено, что неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля над исполнением бюджетов бюджетной системы РФ признается нарушением бюджетного законодательства РФ, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.