Статья 152. Участники бюджетного процесса

1. Участниками бюджетного процесса являются:
Президент Российской Федерации;
высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы);
исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
Центральный банк Российской Федерации;
органы государственного (муниципального) финансового контроля;
органы управления государственными внебюджетными фондами;
главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
получатели бюджетных средств.

2. Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся федеральными органами государственной власти (государственными органами), устанавливаются настоящим Кодексом и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

3. Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливаются настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, а также в установленных ими случаях иными нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

4. Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами местного самоуправления, устанавливаются настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также в установленных ими случаях муниципальными правовыми актами местных администраций.

5. Участники бюджетного процесса вправе осуществлять бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом, при условии включения сведений о данных бюджетных полномочиях в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, формирование и ведение которого осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 165 настоящего Кодекса.

(Пункт дополнительно включен с 1 января 2016 года Федеральным законом от 22 октября 2014 года N 311-ФЗ)
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Комментарий к статье 152 Бюджетного Кодекса РФ

В п. 1 ст. 152 БК РФ содержится исчерпывающий перечень участников бюджетного процесса по сравнению с ранее действующей редакцией ст. 152 БК РФ.

Участниками бюджетного процесса являются:

- Президент Российской Федерации;

- высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;

- законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы);

- исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

- Центральный банк Российской Федерации;

- органы государственного (муниципального) финансового контроля;

- органы управления государственными внебюджетными фондами:

- главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

- главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

- получатели бюджетных средств.

Новеллой БК РФ является включение в состав участников бюджетного процесса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, главы муниципального образования; главных администраторов (администраторов) доходов бюджета; главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств. Вместо понятия "органы денежно-кредитного регулирования" непосредственно включен "Центральный банк РФ", который и является таковым, вместо "государственных внебюджетных фондов" включены "органы управления государственными внебюджетными фондами".

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <1> установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Данным Указом установлено, что:

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.

- федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности;

- федеральная служба (служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции контроля и надзора в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности;

- федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций контроля и надзора.

Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" утверждена структура федеральных органов исполнительной власти <1>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 21. Ст. 2023.

Основным федеральным органом исполнительной власти в области финансовой деятельности государства является Министерство финансов Российской Федерации <1>. В ведении Министерства финансов Российской Федерации находятся Федеральная налоговая служба <2>; Федеральная служба страхового надзора <3>; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора <4>; Федеральная служба по финансовому мониторингу <5>.

--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов РФ" // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3258.
<2> Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" // СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3961.
<3> Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 330 "Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора" // СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2904.
<4> Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278 "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2561.
<5> Постановление Правительства РФ от 23 июня 2004 г. N 307 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу" // СЗ РФ. 2004. N 26. Ст. 2676.

В соответствии с п. 4 ст. 17 ФЗ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <1> перечень исполнительных органов государственной власти субъекта Федерации определяется высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Федерации.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.

Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся федеральными органами исполнительной власти (государственными органами), устанавливаются БК РФ и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливаются БК РФ и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, а также в установленных ими случаях иными нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами местного самоуправления, устанавливаются БК РФ и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также в установленных ими случаях муниципальными правовыми актами местных администраций.

Другой комментарий к статье 152 БК РФ

1. Внесенными Законом 2007 г. N 63-ФЗ изменениями установлено системное описание общих (единых для всех бюджетов бюджетной системы РФ) особенностей полномочий участников бюджетного процесса, в том числе:

установлен закрытый перечень участников бюджетного процесса;

введены в состав участников бюджетного процесса и описаны бюджетные полномочия главных администраторов (администраторов) доходов бюджета и главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета;

уточнены описания полномочий главного распорядителя (распорядителя) и получателя бюджетных средств;

к получателям бюджетных средств отнесены только ОГВ (ОМСУ) и бюджетные учреждения.

Об участниках бюджетного процесса на федеральном уровне см. комментарий к ст. 164 Кодекса.

2 - 4. Положения п. п. 2 - 4 комментируемой статьи определяют, какими нормативными правовыми актами наряду с Кодексом устанавливаются особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса в зависимости от их уровня:

особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся федеральными ОГВ (а речь идет прежде всего о ФОИВ) или государственными органами (органы управления ГВБФ и т.п.), наряду с Кодексом устанавливаются принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ;

особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся ОГВ субъектов РФ (законодательные (представительные) и исполнительные ОГВ субъектов РФ), наряду с Кодексом устанавливаются принятыми в соответствии с ним законами субъектов РФ. В установленных Кодексом и указанными законами субъектов РФ случаях особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса (речь идет прежде всего об исполнительных ОГВ субъектов РФ) могут быть установлены нормативными правовыми актами высших исполнительных ОГВ субъектов РФ;

особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся ОМСУ (представительные ОМСУ и исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), наряду с Кодексом устанавливаются принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами представительных ОМСУ. В установленных Кодексом и указанными муниципальными правовыми актами случаях особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса (речь идет прежде всего об исполнительно-распорядительных органах муниципальных образований) могут быть установлены муниципальными правовыми актами местных администраций.

Остались вопросы по ст 152 БК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 152 БК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.