Статья 145. Порядок составления, представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов

1. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются органами управления указанных фондов на очередной финансовый год и плановый период и представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию деятельности соответствующего государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации с проектом федерального закона о тарифах страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другими документами и материалами, представляемыми одновременно с проектами соответствующих бюджетов.

2. Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации принимаются в форме федеральных законов не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

3. В случае внесения проекта бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период с дефицитом утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

4. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, внесенные Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, должны содержать показатели доходов и расходов в соответствии со статьями 146 и 147 настоящего Кодекса.

5. В Государственной Думе проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в течение трех дней направляются Советом Государственной Думы или в период парламентских каникул Председателем Государственной Думы Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы, в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату Российской Федерации на заключение.

Государственная Дума в соответствии с Регламентом Государственной Думы направляет проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в комитет Государственной Думы, ответственный за рассмотрение бюджета (далее - Комитет по бюджету), и определяет профильные комитеты по соответствующим проектам бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

На пленарном заседании Государственной Думы проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации должны быть рассмотрены в первом чтении до рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении.

6. Предметом рассмотрения проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении являются основные характеристики бюджетов, к которым относятся:
прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов с указанием поступлений из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;
дефицит (профицит) бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации.

7. Предметом рассмотрения проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении являются:
распределение расходов на очередной финансовый год и плановый период по разделам, подразделам, целевым статьям и группам видов расходов классификации расходов бюджетов;

источники финансирования дефицита бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации в очередном финансовом году и плановом периоде;
текстовые статьи проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

8. Рассмотрение поправок по предмету второго чтения проводится в Комитете по бюджету, профильном комитете.

Комитет по бюджету готовит таблицы поправок и направляет их в профильные комитеты, которые рассматривают и представляют результаты рассмотрения поправок в Комитет по бюджету.

Комитет по бюджету, рассмотрев указанные материалы, принимает решение и формирует сводные таблицы поправок, рекомендованных к принятию или отклонению, выносимых на рассмотрение Государственной Думы.

Порядок взаимодействия комитетов Государственной Думы при рассмотрении проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и порядок согласования разногласий между комитетами Государственной Думы определяются Регламентом Государственной Думы.

Государственная Дума рассматривает проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации во втором чтении в течение 25 дней после их принятия в первом чтении .

9. Государственная Дума рассматривает в третьем чтении проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в течение 10 дней со дня их принятия во втором чтении .

При рассмотрении в третьем чтении проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период принимаются в целом.

Принятые Государственной Думой федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня их принятия передаются на рассмотрение в Совет Федерации.

Совет Федерации в соответствии с Регламентом Совета Федерации направляет принятые Государственной Думой федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение бюджета.

10. Внесение изменений в федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации осуществляется в порядке, предусмотренном для внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.

В случае, установленном пунктом 3 статьи 212 настоящего Кодекса, положения федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период в части, относящейся к плановому периоду, могут быть признаны утратившими силу .

11. Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на рассмотрение законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации одновременно с проектами законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации не позднее принятия законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации.

Порядок рассмотрения проектов законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов устанавливается законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

12. Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации проводят экспертизу проектов бюджетов соответственно государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов.

Комментарий к статье 145 Бюджетного Кодекса РФ

Государственные внебюджетные фонды управляются органами государственной власти. Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органов одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год. Бюджеты названных фондов рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Аналогичный порядок составления, представления и утверждения бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов предусмотрен той же статьей.

Другой комментарий к статье 145 БК РФ

1. Комментируемая статья, устанавливающая порядок составления, представления и утверждения бюджетов ГВБФ, полностью изложена в новой редакции в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ. Сутью внесенных изменений является приведение данного порядка в соответствие с действующим законодательством РФ с целью формализовать его и в достаточной мере урегулировать бюджетным законодательством РФ.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи проекты бюджетов федеральных ГВБФ составляются органами управления ПФР, ФСС РФ и ФФОМС на очередной финансовый год и плановый период и представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. Указанным органом согласно п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321 <1>, является Минздравсоцразвития России.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2898.

Минздравсоцразвития России вносит проекты бюджетов федеральных ГВБФ в установленном порядке в Правительство РФ с проектом федерального закона о тарифах страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другими документами и материалами, представляемыми одновременно с проектами соответствующих бюджетов. Соответствующее полномочие Минздравсоцразвития России закреплено в п. 10.13 названного Положения.

2. Согласно п. 2 комментируемой статьи бюджеты федеральных ГВБФ принимаются в форме федеральных законов, что закреплено также в ст. 11 Кодекса. Проекты указанных федеральных законов в Государственную Думу вносит Правительство РФ. Данные положения закреплены и в ст. 15 Закона об основах обязательного социального страхования, а в отношении бюджета ПФР - кроме того, и в п. 2 ст. 16 Закона об обязательном пенсионном страховании.

В пункте 2 комментируемой статьи также установлено, что федеральные законы о бюджетах федеральных ГВБФ должны быть приняты не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В соответствии с п. 5 ст. 192 Кодекса проекты федеральных законов о бюджетах федеральных ГВБФ на очередной финансовый год и плановый период вносятся Правительством РФ в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который согласно п. 1 указанной статьи вносится не позднее 26 августа текущего года.

3 - 4. В пунктах 3 и 4 комментируемой статьи установлены требования к содержанию проектов федеральных законов о бюджетах федеральных ГВБФ:

в случае внесения проекта бюджета федерального ГВБФ на очередной финансовый год и плановый период с дефицитом должны быть предусмотрены источники финансирования дефицита бюджета;

в проектах бюджетов федеральных ГВБФ должны содержаться показатели доходов и расходов федеральных ГВБФ, соответствующие требованиям ст. 146 и ст. 147 Кодекса.

5. В соответствии с п. 5 комментируемой статьи внесенные в Государственную Думу проекты бюджетов федеральных ГВБФ должны быть в течение трех дней направлены:

субъектам права законодательной инициативы, в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений. Государственная Дума в соответствии со своим Регламентом направляет проекты бюджетов в комитет Государственной Думы, ответственный за рассмотрение бюджета, и определяет профильные комитеты по соответствующим проектам бюджетов;

в Счетную палату РФ на заключение. Полномочие Счетной палаты РФ на проведение экспертизы проектов бюджетов федеральных ГВБФ закреплено в п. 12 комментируемой статьи.

6 - 9. Положения п. п. 6 - 9 комментируемой статьи регламентируют процедуры рассмотрения Государственной Думой проектов федеральных законов о бюджетах федеральных ГВБФ.

Проекты федеральных законов о бюджетах федеральных ГВБФ рассматриваются в трех чтениях:

в пункте 5 комментируемой статьи установлено, что проекты федеральных законов о бюджетах федеральных ГВБФ должны быть рассмотрены в первом чтении на пленарном заседании Государственной Думы до рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении. Предмет рассмотрения проектов федеральных законов в первом чтении определен в п. 6 комментируемой статьи;

согласно п. 8 комментируемой статьи во втором чтении проекты федеральных законов о бюджетах федеральных ГВБФ рассматриваются в течение 35 дней после их принятия в первом чтении. Предмет рассмотрения проектов федеральных законов во втором чтении определен в п. 7 комментируемой статьи;

в третьем чтении проекты федеральных законов о бюджетах федеральных ГВБФ в соответствии с п. 9 комментируемой статьи должны быть рассмотрены в течение 15 дней со дня их принятия во втором чтении. При рассмотрении в третьем чтении проекты федеральных законов принимаются в целом.

Принятые Государственной Думой федеральные законы о бюджетах федеральных ГВБФ согласно п. 9 комментируемой статьи в течение пяти дней со дня их принятия передаются на рассмотрение в Совет Федерации, что основано на норме ч. 3 ст. 105 Конституции РФ.

10. В соответствии с п. 10 комментируемой статьи при внесении изменений в федеральные законы о бюджетах федеральных ГВБФ применяется порядок, предусмотренный для внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.

Внесение изменений в федеральный закон о федеральном бюджете регламентировано ст. 212 Кодекса. Порядок рассмотрения и утверждения федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете установлен в ст. 213 Кодекса, согласно п. 1 которой проект такого федерального закона рассматривается Государственной Думой во внеочередном порядке в течение 25 дней в трех чтениях.

11. Пункт 11 комментируемой статьи регламентирует порядок составления, представления и утверждения бюджетов территориальных ГВБФ:

проекты бюджетов территориальных ГВБФ представляются высшими исполнительными ОГВ субъектов РФ на рассмотрение законодательных (представительных) ОГВ субъектов РФ одновременно с проектами законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ;

проекты бюджетов территориальных ГВБФ подлежат утверждению в форме законов субъектов РФ. Данное положение, закрепленное также в ст. 11 Кодекса, согласуется с нормой подп. "е" п. 2 ст. 5 Закона об организации органов власти субъектов РФ (в ред. от 7 мая 2002 г. <1>), в соответствии с которой бюджеты территориальных ГВБФ субъекта РФ утверждаются законом субъекта РФ;

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 19. Ст. 1792.

бюджеты территориальных ГВБФ должны быть утверждены не позднее принятия законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ. Порядок рассмотрения проектов законов субъектов РФ о бюджетах территориальных ГВБФ устанавливается законами соответствующих субъектов РФ.

12. В пункте 12 комментируемой статьи закреплено полномочие Счетной палаты РФ на проведение экспертизы проектов бюджетов федеральных ГВБФ, что согласуется с положениями ст. ст. 2, 9, 12 и 17 Закона о Счетной палате РФ. Пункт 5 комментируемой статьи предусматривает, что проекты бюджетов федеральных ГВБФ подлежат направлению в Счетную палату РФ на заключение в течение трех дней с момента их внесения в Государственную Думу.

Пункт 12 комментируемой статьи также закрепляет полномочия органов государственного финансового контроля, созданных законодательными (представительными) ОГВ субъектов РФ, на проведение экспертизы проектов бюджетов территориальных ГВБФ.

Остались вопросы по ст 145 БК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 145 БК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.