Статья 135. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:
дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (внутригородских районов) и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением);
субсидий местным бюджетам;
субвенций местным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации ;
субвенций федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации;

иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

Формы, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований из бюджетов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя устанавливаются законами указанных субъектов Российской Федерации.

Комментарий к статье 135 Бюджетного Кодекса РФ

Как следует из комментируемой статьи, к формам межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, относятся:

1) дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);

2) субсидии местным бюджетам;

3) субвенции местным бюджетам;

4) субвенции бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) субвенции бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей;

6) субсидии федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации;

7) иные межбюджетные трансферты бюджетам бюджетной системы Российской Федерации <1>.

--------------------------------
<1> Бюджетный кодекс РФ (в редакции от 24.07.2007) // СЗ РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3823.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что перечень форм трансфертов является открытым.

Анализируя положения ст. 135 БК РФ, можно сделать вывод о том, что межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ могут предоставляться как в адрес местных бюджетов, так и в отношении иных бюджетов бюджетной системы РФ. В частности, Законом "О бюджете города Москвы на 2008 год" предусматривается возможность предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета города Москвы бюджетам внутригородских муниципальных образований в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских муниципальных образований; а также субвенций для осуществления передаваемых полномочий города Москвы.

Другие формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ, аналогичны формам межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета.

Стоит отметить, что в рамках ФЗ от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривается возможность получения местными бюджетами "трансфертных платежей" <1>. Представляется, что указанную форму предоставления средств нельзя отнести к иным межбюджетным трансфертам, поскольку нормативные акты не содержат толкования данного понятия.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 28.08.1995. N 35. Ст. 3506.

К сожалению, акты субъектов РФ не всегда отражают предложенную БК РФ систему трансфертов, в частности распоряжением Губернатора Московской области предлагается решать вопросы, связанные с реализацией проблем, входящих "в компетенцию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в основном с использованием собственных средств, включая субвенции, трансферты, дотации и т.д." <1>.

--------------------------------
<1> Распоряжение Губернатора МО от 11.01.2001 N 14 РГ "О мерах по обеспечению участия Московской области в федеральных целевых и федеральной адресной инвестиционной программах на 2002 год" // СПС "КП".

Другой комментарий к статье 135 БК РФ

Комментируемая статья определяет перечень форм межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ. Согласно общему определению, данному в ст. 6 Кодекса, межбюджетные трансферты - это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ.

Предоставление из бюджета субъекта РФ дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений регламентировано положениями ст. 137 Кодекса, а дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) - положениями ст. 138 Кодекса. Соответствующие дотации образуют региональный фонд финансовой поддержки поселений и региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов). Как определено в ст. 6 Кодекса, дотации - это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

Под субсидиями местным бюджетам согласно п. 1 ст. 139 Кодекса понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий ОМСУ по вопросам местного значения. Там же установлено, что совокупность субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта РФ образует региональный фонд софинансирования расходов.

Под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта РФ в соответствии с п. 1 ст. 140 Кодекса понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий России, субъектов РФ, переданных для осуществления ОМСУ в установленном порядке. Там же установлено, что совокупность субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта РФ образует региональный фонд компенсаций. Комментируемая статья предусматривает и такую форму межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета субъекта РФ, как субвенции бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий ОГВ субъектов РФ, передаваемых на основании договоров между ОГВ автономного округа и соответственно ОГВ края или области, заключенных в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ст. 139.1 Кодекса в случаях и порядке, предусмотренных законами субъектов РФ и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами ОГВ субъектов РФ, местным бюджетам могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций).

Комментируемая статья также предусматривает, что формы, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований из бюджетов субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга устанавливаются законами указанных субъектов РФ.

Остались вопросы по ст 135 БК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 135 БК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.