1. Внешние долговые требования Российской Федерации формируют долг иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией.
2. Под объемом долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией понимается:
номинальная сумма долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией по предоставленным бывшим СССР и Российской Федерацией кредитам за счет средств бюджетов бывшего СССР и Российской Федерации соответственно;
номинальная сумма долга иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, возникшая до 1 января 1991 года в связи с экспортом из бывшего СССР товаров и услуг за счет средств бюджета бывшего СССР;
номинальная сумма долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, по которому у Российской Федерации имеются права требования по договорам об уступке прав требования;
номинальная сумма долга иностранных юридических лиц по предоставленным им банком - агентом Правительства Российской Федерации государственным экспортным кредитам.
3. Сведения о номинальной сумме долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией предоставляются по состоянию на конец отчетного финансового года в составе документов и материалов к проекту федерального закона об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год.
Комментарий к статье 123 Бюджетного Кодекса РФ
Статья и ее название представлены в новой редакции.
В новой редакции ст. 123 БК РФ содержится существенное дополнение, касающееся субъектного состава правоотношения. Нормы статьи регулируют не только отношения, возникающие по поводу долга иностранных государств (и его объема) перед РФ, но и соответствующие отношения, в которых субъектами правоотношения являются юридические лица иностранных государств. Так (п. 1 ст. 123 БК РФ), внешние долговые требования РФ формируют долг иностранных государств и иностранных юридических лиц перед РФ.
При этом (п. 2) под объемом указанного долга понимается:
- номинальная сумма долга иностранных государств и иностранных юридических лиц перед РФ по предоставленным бывшим СССР и Российской Федерацией кредитам за счет средств бывшего СССР и Российской Федерации;
- номинальная сумма долга иностранных юридических лиц перед РФ, возникшая до 1 января 1991 г. в связи с экспортом из бывшего СССР товаров и услуг за счет средств бюджета бывшего СССР;
- номинальная сумма долга иностранных государств и иностранных юридических лиц перед РФ, по которому у РФ имеются права требования по договорам об уступке прав требования;
- номинальная сумма долга иностранных юридических лиц по предоставленным им банком - агентом Правительства РФ - государственным экспортным кредитам.
Отметим тенденцию увеличения сумм кредитов, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, иностранным коммерческим банкам и фирмам.
Так, согласно Федеральному закону от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" <1> объем ассигнований федерального бюджета на реализацию межгосударственных договоров в рамках Содружества Независимых Государств в 2006 г. были установлены в сумме до 3 214 171,8 тыс. рублей (ст. 33). На 1 января 2007 г. верхний предел государственного внешнего долга иностранных государств (за исключением государств - участников Содружества Независимых Государств) перед Российской Федерацией установлен в сумме 68,8 млрд. долларов США, верхний предел государственного внешнего долга государств - участников Содружества Независимых Государств перед Российской Федерацией установлен в сумме 3,2 млрд. долларов США (ст. 87). Размер долга иностранных государств по кредитам, предоставленным Правительством бывшего СССР и Правительством Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2005 г. утвержден в следующих размерах: правительства иностранных государств - 21 778 353 195,50 доллара США, иностранные фирмы, организации, банки - 1 486 453 786,34 доллара США (ст. 127, приложение 48), размер долга государств - участников Содружества Независимых Государств по кредитам, предоставленным Правительством Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2005 г. утвержден в размере 3 284 302 854,72 доллара США (ст. 127, приложение 49). Общий объем предоставляемых кредитных ресурсов, в том числе по действующим обязательствам Российской Федерации, на 2006 г. зафиксирован в размере 5 280,0 млн. долларов США (ст. 127, приложение 52).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 26.12.2005. N 52 (ч. II). Ст. 5602.
В 2007 г. объем ассигнований федерального бюджета на реализацию межгосударственных договоров в рамках Содружества Независимых Государств в 2007 г. повышен до 4 155 896,8 тыс. рублей <1> (ст. 36). На 1 января 2008 г. верхние пределы государственного внешнего долга иностранных государств (за исключением государств - участников Содружества Независимых Государств) перед Российской Федерацией установлены в сумме 71,0 млрд. долларов США, государственного внешнего долга государств - участников Содружества Независимых Государств перед Российской Федерацией - в сумме 3,0 млрд. долларов США (ст. 97). Размер долга иностранных государств по кредитам, предоставленным Правительством бывшего СССР и Правительством Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2006 г. составил 797 311 561,97 доллара США (ст. 137, приложение 50), размер долга государств - участников Содружества Независимых Государств по кредитам, предоставленным Правительством Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2006 г. составляет 3 294 000 179,95 доллара США (ст. 137, приложение 51).
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" // СЗ РФ. 25.12.2006. N 52 (2 ч.). Ст. 5504.
Объемы средств, вкладываемых Российской Федерацией в реализацию межгосударственных договоров в рамках Содружества Независимых Государств, также возрастают. Например, бюджетные ассигнования на 2008 г., направляемые на указанные цели, составят 4 700 998,4 тыс. руб., в то время как в 2009 - 2010 гг. планируется выделить из федерального бюджета 5 723 912,5 тыс. рублей <1>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов" // СЗ РФ. 30.07.2007. N 31. Ст. 3995.
Другой комментарий к статье 123 БК РФ
1 - 2. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи внешние долговые требования России (т.е. финансовые обязательства иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Россией как кредитором) формируют долг иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Россией.
В пункте 2 комментируемой статьи перечислены виды долгов, которые включаются в объем иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Россией. Этот перечень согласуется с определением понятия внешних долговых требований России, данным в ст. 122 Кодекса.
3. В пункте 3 комментируемой статьи установлено, что сведения о номинальной сумме долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Россией подлежат предоставлению по состоянию на конец отчетного финансового года в составе документов и материалов к проекту федерального закона об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год.
Следует отметить, что утвержденный приложением 50 к Закону о федеральном бюджете на 2007 г. размер долга иностранных государств по кредитам, предоставленным Правительством бывшего СССР и Правительством РФ, по состоянию на 1 января 2006 г. составлял 68968,2 млн. долл. США (в том числе 52064,5 по основному долгу и 16903,7 - по начисленным и неуплаченным процентам).
Утвержденный приложением 51 к Закону о федеральном бюджете на 2007 г. размер долга государств - участников СНГ по кредитам, предоставленным Правительством РФ, по состоянию на 1 января 2006 г. составлял 3294,0 млн. долл. США (в том числе 3095,3 по основному долгу и 198,7 - по начисленным и неуплаченным процентам).