1. От имени субъекта Российской Федерации государственные гарантии субъекта Российской Федерации предоставляются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в законе субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
2. От имени муниципального образования муниципальные гарантии предоставляются местной администрацией муниципального образования в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в решении представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
3. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация муниципального образования заключают договоры о предоставлении государственных гарантий субъекта Российской Федерации или муниципальных гарантий, об обеспечении исполнения принципалом его возможных будущих обязательств по возмещению гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, и выдают государственные гарантии субъекта Российской Федерации или муниципальные гарантии.
Порядок и сроки возмещения принципалом гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, определяются договором между гарантом и принципалом. При отсутствии соглашения сторон по этим вопросам удовлетворение регрессного требования гаранта к принципалу осуществляется в порядке и сроки, указанные в требовании гаранта.
4. Общая сумма обязательств, вытекающих из государственных гарантий субъекта Российской Федерации в валюте Российской Федерации, а также государственных гарантий субъекта Российской Федерации в иностранной валюте, предоставленных в соответствии с пунктом 4 статьи 104 настоящего Кодекса, включается в состав государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации как вид долгового обязательства.
Общая сумма обязательств, вытекающих из муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации, а также муниципальных гарантий в иностранной валюте, предоставленных в соответствии с пунктом 4 статьи 104 настоящего Кодекса, включается в состав муниципального долга как вид долгового обязательства.
5. Предоставление и исполнение государственной гарантии субъекта Российской Федерации подлежит отражению в государственной долговой книге субъекта Российской Федерации.
Предоставление и исполнение муниципальной гарантии подлежит отражению в муниципальной долговой книге.
6. Финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования ведут учет выданных гарантий, исполнения обязательств принципала, обеспеченных гарантиями, а также учет осуществления гарантом платежей по выданным гарантиям.
Комментарий к статье 117 Бюджетного Кодекса РФ
Аналогично ст. 116 в данной статье установлены процедуры предоставления государственных гарантий субъектом РФ и муниципальным образованием.
Другой комментарий к статье 117 БК РФ
1 - 2. В соответствии с п. 1 ст. 115.2 Кодекса государственные гарантии субъекта РФ предоставляются на основании закона субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), решения высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ и договора о предоставлении государственной гарантии субъекта РФ.
В пункте 1 комментируемой статьи установлено, что решение о предоставлении государственных гарантий субъекта РФ высший исполнительный ОГВ субъекта РФ принимает в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в законе субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Согласно п. 1 ст. 115.2 Кодекса муниципальные гарантии предоставляются на основании решения представительного органа муниципального образования о соответствующем бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), решения местной администрации муниципального образования и договора о предоставлении муниципальной гарантии.
Как установлено в п. 2 комментируемой статьи, решение о предоставлении муниципальных гарантий местная администрация муниципального образования принимает в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в решении представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
В ранее действовавшей редакции комментируемой статьи (т.е. до внесения изменений Законом 2007 г. N 63-ФЗ) устанавливалось, что законом (решением) о бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен перечень предоставляемых отдельным субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам гарантий на сумму, превышающую 0,01% расходов соответствующего бюджета.
3. В пункте 3 комментируемой статьи закреплены полномочия высших исполнительных ОГВ субъектов РФ, местных администраций муниципальных образований:
заключать договоры о предоставлении государственных гарантий субъекта РФ или муниципальных гарантий, об обеспечении исполнения принципалом его возможных будущих обязательств по возмещению гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии;
выдавать государственные гарантии субъекта РФ или муниципальные гарантии.
Как установлено в п. 3 комментируемой статьи, порядок и сроки возмещения принципалом гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, подлежат определению в договоре между гарантом и принципалом. При отсутствии соглашения сторон по этим вопросам удовлетворение регрессного требования гаранта к принципалу осуществляется в порядке и сроки, указанные в требовании гаранта.
4. В соответствии с подп. 4 п. 4 ст. 99 Кодекса объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом РФ, выраженным в валюте РФ, включается в объем государственного внутреннего долга субъекта РФ. В подп. 3 п. 5 этой же статьи установлено, что объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом РФ в иностранной валюте, а также предоставленным в обеспечение обязательств в иностранной валюте, включается в объем государственного внешнего долга субъекта РФ.
Включение объема обязательств по муниципальным гарантиям в объем муниципального долга предусмотрено как в п. 4 комментируемой статьи, так и в подп. 4 п. 3 ст. 100 Кодекса.
В пункте 4 комментируемой статьи уточнено, что предоставленные субъектами РФ и муниципальными образованиями в соответствии с п. 2 ст. 104 Кодекса гарантии России в иностранной валюте (а такие гарантии могут предоставляться исключительно в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований)) включаются в состав соответственно государственного внутреннего долга субъекта РФ и муниципального долга как вид долгового обязательства. Данное положение согласуется с определениями понятий внешнего и внутреннего долга:
внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов РФ и муниципальных образований перед Россией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);
внутренний долг - это обязательства, возникающие в валюте РФ, а также обязательства субъектов РФ и муниципальных образований перед Россией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).
5 - 6. Внесение сведений в государственную долговую книгу субъекта РФ об объеме долговых обязательств субъекта РФ по видам этих обязательств, о дате их возникновения и исполнения полностью или частично, формах обеспечения обязательств установлено в ст. 120 и п. 3 ст. 121 Кодекса, а внесение сведений в муниципальную долговую книгу об объеме долговых обязательств муниципального образования по видам этих обязательств, о дате их возникновения и исполнения полностью или частично, формах обеспечения обязательств - в ст. 120 и п. 4 ст. 121 Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 121 Кодекса ведение государственной долговой книги субъекта РФ, муниципальной долговой книги осуществляется соответственно финансовым органом субъекта РФ, финансовым органом муниципального образования.
Согласно п. 6 комментируемой статьи финансовый орган субъекта РФ, финансовый орган муниципального образования ведут учет:
выданных государственных гарантий субъекта РФ, муниципальных гарантий;
исполнения обязательств принципала, обеспеченных гарантиями, т.е. сокращения государственного долга субъекта РФ, муниципального долга;
осуществление гарантом платежей по выданным государственным гарантиям субъекта РФ, муниципальным гарантиям.