1. Предоставление государственных или муниципальных гарантий осуществляется в соответствии с полномочиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на основании соответственно федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, решения представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), решений Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрации муниципального образования, а также договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии при условии:
проведения анализа финансового состояния принципала;
предоставления принципалом (за исключением случаев, когда принципалом является Российская Федерация, субъект Российской Федерации) соответствующего требованиям статьи 93.2 настоящего Кодекса и гражданского законодательства Российской Федерации обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии;
отсутствия у принципала, его поручителей (гарантов) просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, а также неурегулированных обязательств по государственным или муниципальным гарантиям, ранее предоставленным соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
При предоставлении государственной или муниципальной гарантии для обеспечения обязательств по возмещению ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера, а также государственной или муниципальной гарантии без права регрессного требования гаранта к принципалу анализ финансового состояния принципала может не проводиться. При предоставлении указанных гарантий обеспечение исполнения обязательств принципала перед гарантом, которые могут возникнуть в связи с предъявлением гарантом регрессных требований к принципалу, не требуется.
В случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, государственные гарантии Российской Федерации, государственные гарантии субъекта Российской Федерации могут быть предоставлены в обеспечение исполнения обязательств муниципального образования без предоставления им обеспечения исполнения обязательства по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу в связи с исполнением гарантии.
2. Предоставление государственной или муниципальной гарантии, а также заключение договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии осуществляется после представления принципалом и (или) бенефициаром в орган, осуществляющий предоставление соответственно государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъектов Российской Федерации или муниципальных гарантий, либо агенту, привлеченному в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, полного комплекта документов согласно перечню, устанавливаемому органом, принимающим решение о предоставлении гарантии, и (или) органом, осуществляющим предоставление гарантии.
3. Анализ финансового состояния принципала в целях предоставления, а также после предоставления государственной гарантии Российской Федерации, государственной гарантии субъекта Российской Федерации или муниципальной гарантии осуществляется соответственно Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования в установленном ими порядке либо агентом, привлеченным в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.
4. Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, решением представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования на возможное исполнение выданных государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъекта Российской Федерации, муниципальных гарантий соответственно.
5. Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в целях предоставления и исполнения государственных или муниципальных гарантий, в том числе анализа финансового состояния принципала, ведения аналитического учета обязательств принципала, его поручителей (гарантов) и иных лиц в связи с предоставлением и исполнением государственных или муниципальных гарантий, взыскания задолженности указанных лиц вправе воспользоваться услугами агента, назначаемого Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования соответственно.
Комментарий к статье 115.2 Бюджетного Кодекса РФ
Статья была введена Федеральным законом от 26.04.2007. В соответствии с ней предоставление названных гарантий осуществляется уполномоченными государственными или муниципальными органами на основании соответствующего закона (решения) о бюджете, решений Правительства РФ, высшего исполнительного органа власти субъекта РФ и местной администрации муниципального образования, а также договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии. При этом должен быть соблюден ряд условий, в частности проведение анализа финансового состояния принципала, предоставление принципалом обеспечения исполнения своих обязательств, отсутствие у принципала, его поручителей просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответственно РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием и иные условия.
При предоставлении гарантии соответствующим законом (решением) о бюджете должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования на возможное исполнение выданных государственных или муниципальных гарантий.
Другой комментарий к статье 115.2 БК РФ
1. Комментируемая статья, устанавливающая порядок и условия предоставления государственных и муниципальных гарантий, введена Законом 2007 г. N 63-ФЗ.
Государственные и муниципальные гарантии предоставляются на основании:
федерального закона, закона субъекта РФ, решения представительного органа муниципального образования о соответствующем бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
решений Правительства РФ, высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ и местной администрации муниципального образования. В п. 1 ст. 116, п. п. 1 и 2 ст. 117 Кодекса установлено, что решения о предоставлении государственной или муниципальной гарантии принимаются в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной соответственно в федеральном законе, законе субъекта РФ, решении представительного органа муниципального образования о соответствующем бюджете;
договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии.
Одним из условий предоставления государственных и муниципальных гарантий является проведение анализа финансового состояния принципала. Разумеется, речь идет о наличии положительного заключения, даваемого по результатам такого анализа. Анализ финансового состояния принципала может не проводиться при предоставлении государственной или муниципальной гарантии для обеспечения обязательств по возмещению ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера, а также государственной или муниципальной гарантии без права регрессного требования гаранта к принципалу (в отношении гарантийных случаев некоммерческого характера см. комментарий к ст. 115 Кодекса).
Другим условием предоставления государственных и муниципальных гарантий является предоставление принципалом обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии. Такое обеспечение должно соответствовать гражданскому законодательству РФ, а также требованиям, предъявляемым к предоставляемому получателем бюджетного кредита обеспечению исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита (см. комментарий к ст. 93.2 Кодекса).
В тех случаях, когда принципалом является субъект РФ, предоставление обеспечения не требуется. В случаях, установленных бюджетным законодательством РФ, государственные гарантии России, государственные гарантии субъекта РФ могут быть предоставлены в обеспечение исполнения обязательств муниципального образования без предоставления им обеспечения исполнения обязательства по удовлетворению регрессного требования бенефициара в связи с исполнением гарантии.
Не требуется предоставление обеспечения при предоставлении государственной или муниципальной гарантии для обеспечения обязательств по возмещению ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера, а также государственной или муниципальной гарантии без права регрессного требования гаранта к принципалу.
Третьим условием предоставления государственных и муниципальных гарантий является отсутствие у принципала, его поручителей (гарантов) просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответственно Россией, субъектом РФ, муниципальным образованием по обязательным платежам в бюджетную систему РФ, а также неурегулированных обязательств по гарантиям, ранее предоставленным соответственно России, субъекту РФ, муниципальному образованию.
2. Согласно п. 2 комментируемой статьи орган, осуществляющий предоставление соответственно государственных гарантий России, государственных гарантий субъектов РФ или муниципальных гарантий, устанавливает перечень документов, предоставление которых является обязательным предварительным условием предоставления государственной или муниципальной гарантии и заключения договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии.
3. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи анализ финансового состояния принципала в целях предоставления государственной гарантии России проводит Минфин России, в целях предоставления государственной гарантии субъекта РФ - финансовый орган субъекта РФ, в целях предоставления муниципальной гарантии - финансовый орган муниципального образования. Этими же органами устанавливается порядок проведения анализ финансового состояния принципала в целях предоставления гарантии.
4. В силу п. 4 комментируемой статьи бюджетные ассигнования (т.е. предельные объемы денежных средств) на возможное исполнение выданных государственных гарантий России, государственных гарантий субъекта РФ, муниципальных гарантий должны предусматриваться соответственно в федеральном законе, законе субъекта РФ, решении представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
5. Пункт 5 комментируемой статьи предоставляет России, субъектам РФ и муниципальным образованиям право привлекать агентов для предоставления государственной или муниципальной гарантии и исполнения своих обязательств по гарантии перед бенефициаром, а в соответствии с уточнением, внесенным Законом 2007 г. N 247-ФЗ, - и для ведения аналитического учета обязательств принципала, его поручителей (гарантов) и иных лиц в связи с предоставлением и исполнением государственных или муниципальных гарантий.
В целях предоставления государственных гарантий России и исполнения обязательств по этим гарантиям агентов уполномочено назначать Правительство РФ, государственных гарантий субъектов РФ - высшие исполнительные ОГВ субъектов РФ, муниципальных гарантий - местные администрации муниципальных образований.
Законом о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. (п. п. 2 и 3 ч. 5 ст. 26) предусмотрено, что по поручению Правительства РФ функции агентов Правительства РФ, в том числе по представлению интересов России в судах, могут выполнять следующие организации:
Внешэкономбанк - по вопросам обеспечения государственной поддержки, в том числе предоставления и исполнения государственных гарантий России, по заимствованиям, осуществляемым для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства (с данным положением согласуются нормы Федерального закона "О банке развития", в соответствии с которым и создана государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)");
закрытое акционерное общество "Росэксимбанк" - по вопросам обеспечения государственной поддержки экспорта промышленной продукции.