1. Договоры о государственных внешних заимствованиях Российской Федерации, исполнение которых требует увеличения объемов государственных внешних заимствований Российской Федерации, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, могут быть заключены только после внесения соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период .
Абзац утратил силу с 1 января 2008 года - Федеральный закон от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ.
2. Договоры о государственных внешних заимствованиях Российской Федерации, предоставлении государственных гарантий Российской Федерации по внешним займам подлежат ратификации :
если предусмотренные этими договорами займы или государственные гарантии Российской Федерации не включены соответственно в программу государственных внешних заимствований Российской Федерации или в программу государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте в соответствии со статьями 108 или 108.1 настоящего Кодекса и (или) привлекаемые в связи с заимствованиями финансовые средства превышают сумму, эквивалентную 10 миллионам долларов США, а предоставляемые гарантии превышают сумму, эквивалентную 50 миллионам долларов США, на весь срок займа или гарантии ;
если исполнение таких договоров приводит к превышению верхнего предела государственного внешнего долга, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период ;
по другим основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Договоры о государственных внешних заимствованиях Российской Федерации не подлежат ратификации, если они были заключены во исполнение права, установленного пунктом 5 статьи 103 настоящего Кодекса.
Комментарий к статье 109 Бюджетного Кодекса РФ
Понимая, что на стадии исполнения бюджета могут возникнуть обстоятельства, препятствующие реализации закона о бюджете, законодатель предусмотрел возможность внесения изменений в названные программы. Заключение договоров о государственных внешних заимствованиях РФ, исполнение которых потребует увеличения объемов внешних заимствований, уже утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете, возможно только после внесения соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.
Дополнительной гарантией соблюдения публичных интересов, недопущения непродуманных действий со стороны должностных лиц, коррупции является включение нормы о необходимости ратификации договоров о государственных внешних заимствованиях РФ, предоставлении государственных гарантий по внешним займам в случаях, предусмотренных п. 2 комментируемой статьи, а также по другим основаниям, предусмотренным законодательством РФ.
Другой комментарий к статье 109 БК РФ
1. Согласно п. 8 ст. 108 Кодекса программа государственных внешних заимствований России утверждается в качестве приложения к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Соответственно, в п. 1 комментируемой статьи установлено, что только после внесения соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете могут быть заключены договоры о государственных внешних заимствованиях России, исполнение которых требует увеличения объемов государственных внешних заимствований.
Как представляется, только после внесения соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете могут заключаться и договоры о предоставлении государственных гарантий России в иностранной валюте, т.к. в силу п. 3 ст. 108.1 Кодекса программа государственных гарантий России в иностранной валюте также утверждается в качестве приложения к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
2. В пункте 2 комментируемой статьи установлены случаи обязательной ратификации договоров о государственных внешних заимствованиях России, предоставлении государственных гарантий России по внешним займам.
Как определено в п. "б" ст. 2 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", "ратификация", "утверждение", "принятие" и "присоединение" означают в зависимости от случая форму выражения согласия России на обязательность для нее международного договора.
Согласно ст. 14 названного Закона в соответствии с Конституцией РФ ратификация международных договоров России осуществляется в форме федерального закона.
В пункте 1 ст. 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" установлено, что ратификации подлежат международные договоры России:
а) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом;
б) предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина;
в) о территориальном разграничении России с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы РФ и о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа России;
г) об основах межгосударственных отношений, по вопросам, затрагивающим обороноспособность России, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности;
д) об участии России в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им части полномочий России или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для России.
Согласно п. 2 указанной статьи равным образом подлежат ратификации международные договоры России, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации.
В пункте 2 комментируемой статьи установлено, что не подлежат ратификации договоры о государственных внешних заимствованиях России, если они были заключены во исполнение права, установленного п. 3 ст. 106 Кодекса. Как представляется, здесь имеет место редакционная неточность. Очевидно, законодатель имел в виду случаи осуществления государственных внешних заимствований России, предусмотренные в п. 5 ст. 108 Кодекса.